All inclusive – школа в Санкт-Петербурге
В Петербурге разработана концепция инклюзивного обучения. Для ознакомления с ней и внесения предложений данная программа выложена на официальном портале комитета по образованию.
Изложена она на 12 страницах.
Благодаря этой программе, дети с ограниченными возможностями здоровья уже в ближайшем будущем смогут получать образование наравне с другими детьми. Часть детей сможет учиться в общеобразовательных школах. Чиновники из Комитета по образованию ждут откликов и активного обсуждения данного проекта.
В ходе работы специалистов выяснилось, что более 60% родителей, чьи дети обучаются в специальных (коррекционных) школах, не принимают своих детей: родители воспринимают ребенка плохим, неприспособленным, испытывает по отношению к нему злость, досаду, раздражение, эмоционально их отвергают. Довольно высоки показатели по шкале "авторитарная гиперсоциализация" (84%): родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, лишая ребенка возможности проявления своей индивидуальности. Более 40% участников исследования определены по шкале "маленький неудачник". Родители приписывают ребенку личную и социальную несостоятельность, при этом досадуют на его неуспешность.
"Говорить о полномасштабном внедрении мы, конечно, в полной мере пока еще не можем. Мы приступаем к разработке тех шагов, которые обеспечат полномасштабное внедрение инклюзивного образования в школах Петербурга", - рассказала "Фонтанке" начальник отдела инновационных образовательных технологий комитета по образованию Наталья Зенич. По ее словам, эксперименты в городе в целом и в районах шли с 2012 года: "Была создана городская среда для детей с кохлеарным имплантатом. Сегодня мы представляем его на уровне страны, и Петербург стал федеральной стажировочной площадкой. На базе Невского района в 593 школе проводился эксперимент по обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Кроме того, есть несколько интересных наработок на уровне коррекционных образовательных учреждений - школа № 25 Петроградского района и знаменитая школа имени Грота. Результаты этих экспериментов и тех материалов, которые были созданы, и позволили нам перейти к обобщению опыта".
В итоге специалисты остановились на трех возможных вариантах работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. "Собственно инклюзия - для детей, у которых нет противопоказаний для этого, социализация тех, кто по своим особенностям не сможет выдерживать общеобразовательную школу. Но тогда она будет происходить на уровне внеклассной работы. Еще одна из форм - сетевое взаимодействие общеобразовательной и коррекционной школы. Таким образом, ребенок сможет получать образование в обычной школе и всю необходимую ему помощь (например, массаж, занятия с логопедом, также каждому ребенку по необходимости будет предоставляться ручной массажер, что бы ребенок мог сам без посторонней помощи сделать себе лечебный массаж без привлечения помощи, тем самым повысит самооценку и почувствует себя полноценным человеком) - в коррекционной" комнате;, - отметила Наталья Зенич.
В комитете отмечают, что сейчас есть две проблемы, серьезно мешающие полномасштабному внедрению инклюзивного образования. Первая - материально-техническая, так как для создания полноценных условий для детей требуются серьезные финансовые вливания. Для того, чтобы решить эту проблему совместно с комитетом по социальной защите готовится программа "Городская среда". Вторая также требует постоянного наблюдения. Эксперты отмечают необходимость постоянного повышения квалификации учителей. "Есть масса сложностей, но они все преодолимы и мы их все преодолеем благодаря желанию детей учится, . в", .
2012-04-10
ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ