Между двоечником и вундеркиндом

Между двоечником и вундеркиндом


Молодая мама с ребенком на приеме у психиатра: - Доктор, посмотрите, пожалуйста, что с моим мальчиком... Ему уже три с половиной года, а он еще не умеет играть на скрипке! Почему-то каждый раз в начале сентября я с ужасом думаю о начале учебного годаЂЂЂ У меня двое детей, среднего школьного возраста со всеми вытекающими отсюда последствиями. И накладно это не столько даже материально (с этим худо-бедно можно как-то справиться), а морально и психологически. Потому что ритм современной жизни и требования к уровню образования настолько изменились по сравнению с концом двадцатого века, когда заканчивали школу мы сами, что порой невольно ужасаешься тому, что и как изучают в школах наши любимые отпрыски. И в каком количестве. Иногда я прихожу к выводу, что лучше бы они получали меньше информации, но усваивали бы ее лучше, чтоб она закреплялась в мозгу, цеплялась за что-то и откладывалась на долгие годы, дабы потом когда-нибудь они могли ей воспользоваться.

Но сейчас они изучают много такого, что нам в свое время и не снилось, типа экономики и экологии, логики и психологии, права, риторики, информатики и т.д. В отдельных школах в качестве обязательной программы вводится изучение нескольких иностранных языков. В принципе, ничего плохого в этом нет. Чем шире кругозор, чем больше информации, тем мобильнее и комфортнее впишется ребенок в современный мир.

Только вот порой не учитываются возможности ребенка. И делается это за счет обязательных предметов и свободного времени наших детей. Часы, которые отводятся учителям на проведение своих педагогических опытов над нашими детьми, не резиновые и вместить в них обязательную программу, соответствующую образовательным стандартам, и необязательную, но престижно-показательную, скорее похожую на новомодный высоко оплачиваемый выпендреж, очень проблематично.

Не каждый ребенок имеет способности такой объем информации переварить просто в силу своего развития. Только некоторым родителям не хочется об этом думать, они не способны объективно оценить возможности своего ребенка, считая его чуть ли не гением, отдают в самую продвинутую и напичканную образовательными инновациями школу: чтоб был не хуже других.

Но гении рождаются редко, один на миллион. И потом, кто вам сказал, что ваш ребенок гений математики, может быть, он имеет совершенно другие склонности, например, к красивой музыки или рисованию? Быть может он гуманитарий, а вы спите и видите его в образе профессора ядерной физики. Что ж ему мучиться из-за вашей ошибки? А ведь он мучается...

Мой шестиклассник, к примеру, приходит домой в половине шестого вечера выжатый как лимон и напичканный таким количеством неправильных глаголов и прочей сомнительно полезной информации, что мне порой приходится выводить его из состояния легкого интеллектуального транса, чтоб заставить выполнить вечером домашнее задание по русскому языку. О качестве выполнения мы с ним уже и не успеваем думать, потому что все его мысли заняты горячим стремлением прислониться к подушке и забыть обо всем на свете.

Недавно я просто в ужас пришла, когда ему задали к уроку права выучить политические партии и фракции и уметь о них рассказать. Да учительница сама-то сможет достаточно квалифицированно разложить по полочкам нашу живую и многообразную политическую картину жизни, чтоб у нее крыша от напряжения не съехала? Извините за выражение.

Я это к тому говорю, что учиться, учиться и учиться, как завещал великий вождь мирового пролетариата, это, конечно, хорошо. И нужно. И просто необходимо!

Но учиться надо с умом. Не перегибать палку. Потому что ничего кроме естественного отвращения к такой учебе, происходящей на последнем издыхании всех и всяческих усилий, случиться не может.

Вы умеете заставлять своего ребенка с утра до вечера поглощать чуждую ему, сложную информацию, являющуюся обобщением огромного многовекового человеческого опыта? Я не умею. Порой мне кажется, что составители программ и учебников соревнуются друг с другом в своих интеллектуальных возможностях и пытаются объять необъятное, а потом втиснуть в школьный учебник все что надо и не надо, и главное, побольше.

В итоге достигается обратный эффект: наши дети, обладая общей поверхностной эрудицией из самых различных областей науки, не знают элементарных вещей. Они не хотят читать. Они безграмотно пишут. Они хватают массу ненужных сведений по верхам, потому что углубляться в такие бездны информационных потоков просто не в силах.

Ведь они живые люди! Они должны отдыхать, играть, бегать во дворе с футбольным мячом, общаться с друзьями. Просто телек смотреть, в конце концов, чтоб удовольствие от жизни получать...

2013-03-26

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ