Новый школьный предмет: основы религиозных культур

Новый школьный предмет: основы религиозных культур


Так называемые "основы религии" www.reshma.nov.ru совсем скоро станут новым предметом школьного курса. Уже со следующего учебного года боле миллиона четвероклашек будут иметь в программе новый предмет. Новые учебники по новоиспеченному предмету уже составлены, а учителя почти все обучены.
В свою очередь родителям предоставляется выбор относительно того, какое направление будут изучать их дети – ислам, буддизм, иудаизм, православие или советскую этику.
Роман Силантьев (доцент Московского государственного лингвистического университета, историк религии) считает, что в десятилетнем возрасте дети уже готовы к изучению таких вопросов, если их правильно преподносить.

Весь курс нового предмета разделен на модули. Основы светской этики, основы мировых религиозных культур, основы четырех религий – за учениками, точнее, их родителями остается возможность выбора. Если какой-то из этих модулей школьник не хочет изучать, его нельзя принуждать к этому, отметил Роман Силантьев. Но не получится ли в итоге так, что дети даже в одном классе разделятся по религиозному признаку?

"Эта проблема решается, в Европе тоже так преподают. Детей из разных классов сводят в одну группу. При правильной организации это не вызывает конфликтов. Главное – не противопоставлять детей друг другу", – пояснил ученый.
Ранее обсуждалась идея ввести один предмет для всех – основы мировых религиозных культур. Но это предложение было признано не очень удачным, отметил Роман Силантьев. "Когда мы преподаем нашим детям литературу, мы не преподаем им всю сразу мировую литературу. Мы все-таки делаем акцент на русской литературе, зарубежную мы изучаем в гораздо меньшем объеме", – рассказал он. Русский язык тоже не изучается вместе со всеми другими языками.
"Если человек живет на территории, где подавляющее большинство людей – приверженцы одной религии, ему не надо изучать в таком же объеме вымершую религию народа майя, как это часто в учебниках бывает, – отметил Роман Силантьев. – Если ты живешь в стране, где преобладает та или иная культура, разве будет вред от того, что ты эту культуру изучаешь?"

Эксперт подчеркнул, что новый предмет не предназначен для того, чтобы обратить детей в какую-то веру. Он имеет не миссионерский, а сугубо культурологический характер. "Какой-то сверхъестественной пользы от этого не будет: детей за один урок в неделю не воспитаешь. Не стоит думать, что у них резко повысится уровень законопослушности и порядочности. Но хотя бы детям можно будет рассказать о наличии сект, субкультур, которые имеют религиозную подоплеку", – заключил Роман Силантьев.

2013-07-19

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ