Развитие речи ребенка
Возраст от 1 года до 3 лет, когда ребенок начинает ходить и можно выводить его на прогулку по тротуарной плитке в Екатеринбурге — наиболее благоприятное время для развития речи. К концу первого года жизни ребенок в среднем имеет в своем словарном запасе от 10 до 20 слов. Причем все дети независимо от их родного языка произносят сначала только отдельные слова, как правило, существительные. Затем в их арсенале появляются предложения, состоящие из двух слов.
Период от 2 до 3 лет — период появления более длинных предложений. Сначала эти предложения напоминают собой телеграфное сообщение, в котором используются только самые информативные слова, а второстепенные пропускаются. Например, «Мама гу-ять собака», что может означать, что мама ушла выгуливать собаку.
К 3 годам ребенок осваивает все звуки родной речи, поэтому именно в этом возрасте он, как правило, перестает пользоваться искаженными, исковерканными словами и их обрывками, как это было раньше.
Обучение речи не требует особых упражнений, но говорить в присутствии ребенка нужно много, отчетливо и медленно. Зачастую взрослые вне себя от радости, что их ребенок начинает говорить, подражают попыткам ребенка говорить неправильно и начинают беседовать с ребенком на его «детском языке». Это по-человечески понятно, но нужно помнить, что, общаясь с малышом таким образом, взрослые лишают его речевого образца. Не следует также увлекаться исправлением неправильно произносимых слов. Вначале родители приходят в восторг от любого, даже исковерканного нового слова, желание поправить ребенка приходит много позже. Но поскольку мы говорим о формировании речи, родителям следует запомнить одно несложное правило. Поправлять ребенка (если уж вам очень хочется) нужно следующим образом. Не нужно говорить, что ребенок говорит неправильно. Чаще всего это звучит так. «Комсос»,— говорит малыш. «Не “комсос”, а “космос”,— поправляет мама. — Ты говоришь неправильно». А все, что требуется, это вслед за неправильно произнесенным словом повторить его правильно. Больше ничего. И если вы хотите, чтобы ваш ребенок был грамотен, обратите внимание на то, как и что говорите вы сами.
Хотелось бы обратить особое внимание родителей на то, что возраст от 10 месяцев до 1,5 лет является критическим в формировании речи, поэтому в этот период времени очень важно беречь детей от стрессов, так как порой даже самое незначительное переживание может стать причиной либо заикания, либо отставания в развитии речи. Известно, что ребенок начинает понимать слова раньше, чем говорить. В 2 года ребенок понимает уже почти все слова, которые произносит взрослый. Имеются в виду, конечно, названия предметов и явлений, которые окружают ребенка. А к 3 годам в его активном словаре насчитывается до полутора тысяч слов (имеются в виду те, которые он не только понимает, но и может произносить).
2-3 года — время, когда ребенок уже ведет диалоги со взрослыми. Он задает вопросы и отвечает на них, и, как правило, это связано с совместной деятельностью взрослого и малыша. Но если вы захотите послушать разговор двух малышей одного возраста, то вы увидите, что они не всегда отвечают друг другу, часто даже не вникают в смысл реплик друг друга. Такое общение, конечно, еще нельзя назвать полноценным. Б этом возрасте все поведение ребенка определяется только его собственными желаниями, желания и потребности других он в своем поведении не учитывает.
До 3 лет ребенку присуща так называемая социальная речь. Он учится говорить и. говорит ради самого процесса говорения, и одновременно речь выступает в качестве средства общения. Малыш разговаривает вслух сам с собой, проговаривая свои действия, свои намерения. Так называемая эгоцентрическая речь помогает ему планировать и направлять свои собственные действия. Поэтому когда ваш ребенок уже в достаточной мере овладел речью, полезно просить его рассказывать о том, что делает он сам или кто-то другой, помогал ему и задавая наводящие вопросы. Например: «Коля, расскажи, что ты сейчас делаешь?», «Куда ты хочешь положить мячик?», «Что делает папа?» и т. л. Внутреннего плана речи у ребенка в этом возрасте еще не существует. И только ближе к 7 годам эгоцентрическая речь переходит во внутреннюю — молчаливый диалог, помогающий ребенку решать свои проблемы.
2011-10-17
ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ