Мой ребенок не любит своего маленького братика!

Мой ребенок не любит своего маленького братика!


Из рассказа мамы трехлетней Оксаны, которая недавно отдыхала в австрии с детьми:

- Три месяца назад у нас родился второй ребенок Сашенька. С тех пор Оксану как подменили. Раньше мы с ней не знали проблем: послушный, спокойный ребенок. Для своего возраста она замечательно говорила, могла неплохо пересказать сказку, мультфильм. Но сейчас складывается такое впечатление, как будто она начала развиваться в обратную сторону. Снова появились неполные «детские» слова. Если ей что-то нужно, она старается показать это жестом и междометьями. Требует, чтобы ей дали соску и носили на руках, как и маленького Сашеньку. Когда я прошу ее не шуметь потому, что малыш спит, она нарочно устраивает такой грохот, что ни о каком сне и речи быть не может. Я ее уже и наказывала, и уговаривала, ничего не помогает.

Больше всего меня пугает ее отношение к малышу. Однажды я увидела, как Оксана наклонилась над Сашенькой, некоторое время внимательно смотрела, как он моргает, а потом решила потрогать его глазки. Естественно, ребенок расплакался. Я не выдержала и сильно отругала ее, но, по-моему, она так и не поняла, за что ее ругали. А вчера, когда мы гуляли, я держала Сашу на руках, и рядом с нами бегала бездомная собака. Моя добрая дочка сказала: «Мама, лялю собачке ап-ап».

Те, кто был старшим ребенком в семье, вспомните, что Вы чувствовали, когда родители принесли домой маленький пищащий сверток и радостно сообщили, что этот Ваш братик или сестричка. Помните, как мама требовала не мешать ее, когда она кормит малыша, как просила не шуметь, когда малыша укладывали спать, а когда он подрос, и родители стали просить играть и гулять с ним. Какие общие игры могут быть у пяти-шестилетнего ребенка с годовалым? Помните, как малыш разбирал Ваши любимые игрушки, портил краски, разрушал постройки. А родители постоянно повторяли, что он маленький и обижать его нельзя, а как хотелось! Все те чувства, которые Вы испытывали тогда, Ваш малыш переживает сейчас.

Если Вы были младшим, помните, как Вы сердились на старших. Они были сильнее, умнее Вас, просто потому, что они были старше. Они выигрывали в играх, родители гордились их достижениями, а Ваши воспринимали как должное, ведь они уже знали, когда и чему может научиться ребенок. Подумайте о том, что это соревнование было тяжело не только для Вас, но и старшему ребенку было не легко. Помогите своим детям принять и полюбить друг друга.

Рождение второго ребенка всегда травма для первого. Он пришел в мир, в котором любовь мамы, папы, бабушек и дедушек принадлежала только ему. Он считал, что так будет всегда, а теперь он забыт, и забыт ради кого? Маленького, некрасивого, вечно орущего, ничего не умеющего существа. Даже если он и просил у родителей сестренку или братишку, он вовсе не предполагал, что он будет таким. Он хотел партнера по играм, с которым можно побегать, построить замок, слепить робота и много-много всего другого интересного. А что получил? Мало того, что с ним нельзя играть, так еще и родители стали из-за малыша уделять ему гораздо меньше внимания. Ребенок испытывает жгучую ревность и этим чувством определяется все его поведение.

Пытаясь обратить на себя внимание, ребенок может устраивать истерики, руководствуясь мыслью, что лучше пусть мама хотя бы ругает, чем вообще не обращает внимание. Когда он ведет себя, как малыш: берет соску, просит, чтобы его тоже кормили из бутылочки или носили на руках, он пытается обратить на себя внимание родителей, показать что он тоже нуждается в их внимании и заботе.

Достаточно часто ребенок думает, что он провинился перед родителями, они перестали любить его, поэтому и взяли в дом нового ребенка.

Если для старшего ребенка проблемы начинаются с рождением второго, то младшему они предстоит в будущем выдержать соревнование с более сильным соперником.

Если в данной ситуации пустить развитие событий на самотек, то в дальнейшем Вы всю оставшуюся жизнь будете пожинать плоды ненависти друг к другу своих детей.


Что же делать?

1. Необходимо заранее подготовить ребенка к появлению малыша, причем честно рассказать о том, что малыш сначала не будет ничего уметь, с ним нельзя будет играть, но зато когда он подрастет, то станет самым верным другом.

2. Хорошо привести примеры из семейной истории. Например, у мамы есть младшая сестра, тетя Оля. Рассказать несколько историй о детстве мамы и ее сестры, которые показали бы ребенку ценность родственных связей.

3. Дайте понять ребенку, что появление второго ребенка, не меняет чувств родителей к первому. Они по-прежнему его любят и будут заботиться о нем. Если ребенок высказывает сомнения в любви родителей, возьмите его за руку и спросите, какой пальчик он любит больше, а с каким ему не жалко расстаться. Скорее всего, ребенок скажет, что все пальчики равны, так же и для мамы все ее дети равны, и ее так же больно, когда плохо любому ее ребенку.

4. Советуйтесь со старшим ребенком, как лучше ухаживать за маленьким. Например, предлагайте попробовать ему, не горячая ли еда для малыша, можно ли ему ее дать, во что одеть на малыша на прогулку. Конечно, в определенной степени это игра, но она позволяет старшему ребенку почувствовать себя значимым и нужным. Всячески подчеркивайте, что он уже большой и опытный помощник, что без его помощи Вы бы не смогли справиться.

5. Во все хороша мера, поэтому, прося старшего ребенка о помощи в уходе за малышом, помните о его возрастных возможностях.

6. Конечно, малыш требует много времени, но постарайтесь уделить достаточно времени и старшему. Выделите в течение дня хотя бы полчаса, которые Вы проведете только со старшим ребенком, играя в его любимые игры, читая книги и т.п.

7. Начало посещения детского сада не должно по времени совпадать с рождением второго ребенка, поскольку в данной ситуации ребенок переживает два серьезных стресса одновременно. К тому же он связывает необходимость ходить в сад с тем, что родители теперь любят малыша больше него, старший им не нужен. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок начал посещать детский сад хотя бы за полгода до появления второго ребенка.

8. Никогда не сравнивайте детей между собой в их присутствии.

2011-10-22

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ