О недостатках "парникового" воспитания

О недостатках "парникового" воспитания


Нам, конечно же, хочется защитить наших детей, которые любят играть в counter strike, от тягот этого мира, кажется, что дети воспринимают мир не так как взрослые, не всегда могут перенести какие-то события. Нам кажется, что от такого рода новостей нужно уберечь детей. Потом они узнают: Потом, возможно, это будет уже не так больно, не так важно... Потом...

Наш разговор с Юлией Юрьевной Дерягиной (психолог, психоаналитик, руководитель телефона доверия) показал, что не нужно "выращивать человека в парнике".

- Юлия Юрьевна, как сообщить ребенку трагическую новость, чтобы это не нанесло ему психологическую травму? Например, умер родственник, друг, любимое домашнее животное. Как сделать так, чтобы ребенок не страдал?

- А вы хотите, чтобы ребенок совсем не страдал?

- Ну:Честно говоря, я не знаю, как ответить на этот вопрос

- Я думаю, вы со мной согласитесь, невозможно совсем оградить человека от переживаний, хотя в обществе есть такая тенденция. Все равно каждый в свое время столкнется и с этой стороной жизни. Поэтому лучше с детства научить ребенка справляться с такими переживаниями. Не нужно ждать, когда он повзрослеет, и поставить его перед фактом, мол, не так прекрасна жизнь, как мы ее "намалевали".

В первую очередь хочу сказать, что сообщать такого рода информацию нужно не в состоянии психоза, а тогда, когда сам взрослый пришел в уравновешенное состояние. Ведь в своих реакциях дети ориентируются на поведение взрослых. Поэтому пример поведения взрослого очень важен. Здесь, наверное, полезно будет знать, по каким стадиям человек переживает такую информацию:

Стадия шока.

Человек просто не в состоянии адекватно воспринимать события. Это ступор.

Отрицание.

Ребенок не верит, что это произошло, не признает. Например, рассмотрим трагедию в Кармадонском ущелье. Там стадия отрицания длилась очень долго. Все искали, надеялись и верили.

Злость на себя.

Мы виним себя в утрате. "Почему я не помог, почему не сделал так-то. Значит, я виноват в случившихся событиях".

Депрессия.

Эмоциональный фон снижен. Человек погружается в себя.

Упадок сил.

Когда уже не осталось сил на переживания, происходит принятие чувства потери. Человек смиряется с произошедшим и научается жить с этим знанием.

После всего приходит печаль. И это очень важное чувство. Это значит, что человек не просто перешагнул через утрату, а приобрел какой-то опыт в жизни. Уметь печалиться - это очень важный показатель психического здоровья ребенка. Например, наркоманы не умеют печалиться, не умеют справляться с этим чувством, задавливая его очередной дозой.

- Можно ли как-то определить длительность проживания каждой стадии?

- Конечно, очень трудно определить, где какая стадия заканчивается или начинается. Честно говоря, дети проходят эту цепочку состояний быстрее, чем взрослые. Если нет задержки на какой-нибудь из стадий, нужно просто дать ребенку возможность прожить и пережить это.

Но иногда именно неправильное поведение родителей ведет к тому, что ребенок переживает эту трагическую новость по неправильному сценарию.

Например, в семье умерла одна из сестер-близнецов. Родители, чтобы не травмировать психику второй сестры, не стали ей рассказывать о случившемся. Оградили от похоронных хлопот. В итоге, девочка находилась в постоянной тревоге за сестру. Ведь ее поставили в условия полной неизвестности. Когда же родители все-таки сообщили о смерти ее "второй половинки", естественно, девочка не поверила. А все потому, что ей не дали возможность попрощаться с сестренкой. В итоге, в проживании этого события произошла задержка на стадии отрицания, и девочка никак не могла выйти из этого состояния неприятия смерти сестры. Родителям пришлось обращаться за помощью к психологам.

Нам вместе с девочкой пришлось прожить эту ситуацию заново, но не в реальной жизни, а в форме сказки-игры о двух сестренках близнецах. "Жили- были две куклы-двойняшки. Одна из них тяжело заболела. Болела, болела и  умерла:" Главное, что можно было всех этих проблем избежать, если бы родители правильно повели себя в таких обстоятельствах.

- Юлия, Юрьевна, у психологов есть какие-то рекомендации, как нужно вести себя в этот период?

- Как ни странно, преодолеть эти переживания помогают обряды, сложившиеся в обществе. По крайней мере, они дают четкое понимание того, как поступать, как вести себя. Ритуалы похорон, прощаний, поминок - все это складывалось в обществе веками, и не стоит чураться этих обычаев. Похороны, поминки, хождение на могилу - все это приучает нас к культуре расставания с тем, что неизбежно когда-то уйдет. Они дают ощущение законченности и определенности тому, что называется прощанием, и учат человека помнить то, что когда-то было дорого его сердцу.

В такой ситуации очень помогает вера, религия. Она многое объясняет, хотя и со своей точки зрения. Ребенку намного проще принять то, что, допустим, мама смотрит на него с небес, что с ней можно поговорить, посоветоваться. В любом случае, религия помогает обозначить не уход близкого человека в небытие, а переход в другой мир, связь с которым возможна.

Для нерелигиозного человека осознание потери близкого человека - трудная проблема, которая выводит на такую философию, что ничто не вечно, и все когда-то кончится.

- Но, все-таки, может, не всем детям стоит присутствовать на похоронах?

- Конечно, совсем маленьких малышей, не обязательно приводить на похороны. До трехлетнего возраста достаточно просто доступно рассказать ребенку о том, что случилось. Даже если ребенок не поверит, то постепенно все равно привыкнет.

Детей постарше можно уже "допускать" к похоронам, но предварительно нужно объяснить ему, зачем все это, чтобы происходящее не стало для него шоком.

- А как быть в случае смерти домашнего питомца?

- Домашние питомцы для детей также близки и важны, как и родные люди. Они их воспринимают как членов семьи. Поэтому расставание с ними может стать для малыша такой же масштабной трагедией, как и смерть любимой бабушки. И здесь тоже очень важно соблюсти все элементы обряда прощания. Похоронить животное, устроить прощание с ним. Не просто закопать в землю, а по-хорошему с ним проститься.

А для подростков потеря четвероногого друга может стать еще более тяжелой утратой, чем расставание с родственниками. Ведь в этом возрасте у многих отношения с взрослыми сложные. А, например, собака - это верный друг, который всегда дружелюбен, всегда понятен и всегда понимает. Иногда даже родные мама и папа не так много значат для ребенка в переходном возрасте.

В таких ситуациях не каждый родитель сможет найти правильные слова. Если, никак не получается преодолеть ее, всегда можно, а иногда бывает и нужно, обратиться за помощью к психологам.

2011-11-04

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ