Как продать себя подороже

Как продать себя подороже


Когда-то слова «имидж», «пиар», «брендинг» и «позиционирование» были в ходу только у рекламных гуру. Именно они заставили нас полюбить забавные маленькие машины, неудобные туфли и бактерии в йогурте. Именно они заставили нас поверить в то, что в век продвинутого маркетинга продать можно все.

Сегодня мы назначаем цену своим навыкам и способностям, и рекламные трюки используем для предложения своих услуг. Никаких навязчивых слоганов, только ювелирная работа по созданию репутации и эффектной самопрезентации.

1. Правило первого впечатления

Все мы знаем о важности самого первого впечатления, на котором строится все остальное представление о вас. И даже знаем, от чего оно зависит: от широкой улыбки, костюма с иголочки, аккуратного маникюра и уймы обаяния. Но все эти советы абстрактны, и не слишком понятно, с чего начать. В конце ntc-gs концов не можете же вы перевоплотиться на день в человека, идеального со всех сторон.

Вы можете не запоминать, за какие секунды у собеседника складывается первое впечатление. Можете даже не бежать в книжный магазин за книгами о языке жестов и НЛП «для чайников». Если совсем скоро важная встреча, на подготовку нет времени и самопрезентация пройдет экспромтом, то вы можете воспользоваться одним простым приемом.

Решите, какое именно впечатление собираетесь произвести. Выбор огромен, как и разнообразие характеров. Вы можете предстать безупречным профессионалом, уверенной в себе бизнес-леди, обаятельным собеседником, человеком, которому можно доверять как себе. Выбирайте и затем бейте прицельно, не отвлекаясь на прочие моменты.

Вы вполне можете не обладать природным даром располагать к себе людей, но если вы великолепны в роли профи, никто не будет требовать от вас коммуникативных талантов. Удастся ли сочетать все навыки? Вряд ли. «Спортсменки, комсомолки, красавицы» на посту президента компании с короной мисс мира на голове встречаются нечасто, а вот впечатление человека, который распыляется и всем хочет угодить вам, в этом случае будет обеспечено.

2. Правило пяти вопросов

Искусство самопрезентации — это, в сущности, искусство задавать себе правильные вопросы. Для того чтобы в полной мере подготовиться к важной встрече или публичному выступлению, вам понадобятся только блокнот и остро заточенный карандаш.

Все зависит от пяти самых важных вопросов.

Кто ваша аудитория?
Каковы ее ожидания?
Какой вы сами хотите быть в глазах окружающих?
Как они поймут, что вы профессиональны, компетентны, уверены в себе?
Что вам в этом может помочь: внешний вид, профессиональные или личные качества, умение генерировать идеи или же неукоснительно следовать указаниям?

Там же, в блокноте, составьте портрет идеального претендента на победу. Чему вы можете у него поучиться? Какие умения позаимствовать? Есть ли в вашем окружении подобные знакомые и можете ли вы взять на вооружение пару их приемов?

3. Правило эффектного имиджа

Казалось бы, всем давным-давно известно о том, как надо выглядеть на собеседовании, на презентации и важном форуме. Строго. Неброско. Официально. Вот только недавно руководитель одного переводческого агентства рассказывал мне о трудностях найма, когда сотни девушек в одинаковых костюмах и рубашках пытаются произвести впечатление одним только резюме.

Так уж их учили — не выделяться, работать на имидж серьезного человека. Не объясняли только, что неограненный алмаз обнаружить среди обычной слюды непросто даже для профессионала.

Строгий костюм — штука опасная. Он может полностью смыть с вас все краски и подавить индивидуальность, а потому хоть чем-то среди остальных конкуренток выделяться стоит. Всему надо знать меру, и строгости в том числе. Обратитесь к своему списку и подумайте, как ваш внешний вид может посодействовать результату. Ничего лишнего и ничего случайного — ваш образ полностью должен быть «заточен» под желание произвести конкретное впечатление.

Но помимо костюма есть не менее важные и куда более «разговорчивые» вещи. Аксессуары, которые должны соответствовать вашему статусу. Одинаково нелепа в руках менеджера среднего звена как дешевая шариковая ручка с логотипом компании, так и «Паркер». Идеальный образ — где-то на пересечении элегантности, индивидуального стиля и высокого качества выбранных вещей.

4. Правило преодоления трудностей

Заранее стоит позаботиться не только об успешности самопрезентации. Будьте готовы к определенным трудностям и разработайте план контратаки.

Первое, о чем стоит задуматься, — неадекватная критика. Критика вашего проекта, вас как профессионала и т. д. Необходимо заранее придумать достойный вариант выхода из положения, иначе неожиданная критика выбьет вас из колеи в самый ответственный момент.

Второй момент — ваши слабые стороны. Для того чтобы выгодно продемонстрировать преимущества, вы должны честно оценивать и недостатки. Что у вас откровенно не получается, что удается через раз, где хромает теория, а где — практика. Например, если порой во время публичных выступлений вас охватывает паника, будьте готовы к приступу и в случае реальной проблемы действуйте по заранее разработанному плану. А что вы будете делать, если вам зададут вопрос из области, в которой вы далеко не специалист? Жизель Бундхен как-то сказала, что модели учатся не только изящно ходить по подиуму, они точно знают, что делать, если на глазах у всех подвернется двенадцатисантиметровый каблук.

Третий момент — отрицательный ответ и контраргументы. Что вы ответите, если вам начнут возражать? Какими возражениями в принципе можно встретить вашу речь? Составьте наиболее полный список, проиграйте свое выступление перед подругой и спросите о том, какие слабые моменты она может обнаружить и какие возражения видит со своей точки зрения.

5. Правило верного прицела

Когда вы представляетесь собеседнику и подвергаете себя оценке, вы должны точно знать, для чего тратите свое и чужое время. Разумеется, вы приходите на собеседование, чтобы получить работу. Участвуете в презентации, чтобы заявить о себе или найти партнеров. Текущая цель важна, но этого мало. Вы точно должны знать свою самую главную цель — для чего вам дальнейшее трудоустройство, для чего новые партнеры и карьера тоже.

Представьте ситуацию. Две выпускницы вуза устраиваются на работу в издательство. Одна — потому что диплом на руках и надо же его куда-то применить. Другая — потому что хочет однажды создать уникальное издательство, выпускающее самые красивые сказки. У нее в уме складывается концепция, она уже спит и видит свои книжки на полках лучших магазинов.

Как вы думаете, кто произведет на работодателя большее впечатление?

Считается, что главный вопрос самопрезентации — как себя подать. Измените «как?» на «зачем?» и успешность вашего мероприятия можно будет гарантировать, а ответы же на остальные вопросы найдутся сами собой. Безошибочное правило саморекламы и навязчивые слоганы, в самом деле, уже не нужны.

2014-02-05

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ