Если ребенок не мучает вас бесконечными "почему", поскорее покажите его психологу

Если ребенок не мучает вас бесконечными "почему", поскорее покажите его психологу


То, что Людочка невнятно выговаривает некоторые звуки, Нину Семеновну особо не волновало: почти все дети через это проходят. Но миновал год, другой, и вдруг обнаружилось, что у девочки задержка психического развития и ей грозит вспомогательная школа. Врачи упрекают мать: дескать, проглядела ребенка. Она же уверена, что медики перекладывают на нее свою собственную вину. Так может быть, женщина права?

У мальчиков речевые расстройства возникают в три раза чаще, чем у девочек.

Исследователи проблем аномальных детей утверждают, что нет в развитии ребенка таких "сбоев", на которые можно не обращать внимания. Тем не менее загляните в любой отчетный документ, представляющий картину детского нездоровья: нигде нарушения речи не выделяются как проблема. Выходит, что слабое зрение - это серьезно, слабый слух - тоже, а неразвитая речь - ну подумаешь!.. Из поколения в поколение с юмором передаются легенды о том, как какому-нибудь Сашеньке не давалась буква "р" и его по сто раз на дню заставляли произносить слово "морковка", а какую-нибудь Машеньку, шурша у нее над ухом бумажкой, натаскивали на букву "ш". На самом деле плохо выговариваемые "р" или "ш" часто указывают на отнюдь не смешные проблемы.

В этом убедились специалисты из Запорожского государственного университета, исследовавшие зависимость нарушения речевого и психического развития дошкольников в возрасте 5-6 и 6-7 лет. В исследовании приняли участие 150 деток и их матерей, недуги которых, как оказалось, и спровоцировали у детей те или иные особенности развития. Проведенное обследование показало, например, что в группу риска по части речевых расстройств попали дети, рожденные женщинами, у которых алкоголизм и курение сочетались с хроническими и острыми вирусными заболеваниями, перенесенными во время беременности, и с токсикозом. Причем у мальчиков речевые расстройства возникают почти в три раза чаще, чем у девочек. Объясняется это просто: у девочек раньше начинают взаимодействовать полушария мозга, что способствует компенсации определенных мозговых повреждений. У мальчиков же подобная компенсация происходит позже, из-за чего некоторые нарушения оказываются уже неисправимыми.

У детей с нарушением речевого развития, как правило, слабо развиты восприятие, память, мышление, а это не может не отразиться на познавательной деятельности. Поэтому чем раньше родители обратят внимание на особенности развития речи ребенка, тем больше шансов привести его в норму... На деле же мы часто наблюдаем, как мамы и бабушки "сюсюкают" с детьми, пытаясь подстроиться под их лексику! "Хочешь "ням-ням?" - так спрашивают у малышки, не голодна ли она. "Не плачь, вот тебе "кетя", - успокаивают конфеткой другого ребенка.

Когда видишь подобное общение, поневоле вспоминается анекдот. Стоящий перед аквариумом человек наблюдает за снующими туда-сюда рыбками. Продолжается это довольно долго и привлекает внимание милиционера. "Что это вы здесь делаете, гражданин?" - вопрошает страж порядка. А в ответ слышит: "Проверяю влияние высшего интеллекта на низший. Взглядом заставляю рыбок плавать. Видите?" Милиционеру опыт понравился, и, когда "интеллектуал" ушел, он вперил взгляд в аквариум. "Что это ты тут делаешь?" - через несколько минут спросил у него коллега. "Испытатель" в ответ стал беззвучно раскрывать рот - ну совсем как рыба! К сожалению, подобное происходит и со многими мамами: вместо того, чтобы стимулировать развитие ребенка, они "переходят" на его уровень.

"Словарный запас малыша - это зеркало его психического развития". Язык, как известно, - это инструмент мышления. Помогая ребенку развивать речь, мы тем самым подхлестываем познавательную деятельность его мозга. Специалисты уверены, что нужно разговаривать с детьми, как со взрослыми, не ленясь объяснять ребенку все, что он видит вокруг себя.

- Если вас что-либо смущает в том, как малыш воспринимает объяснения (с трудом или плохо запоминает новую информацию и т.д.), тогда немедленно ведите его на консультацию, - советует психолог "Школы выживания" Татьяна Семенова. - Ведь иной раз родители спохватываются перед самой школой или же когда, уже будучи школьником, их чадо начинает отставать в учебе. Чтобы исправить положение, в срочном порядке нанимаются репетиторы! Но ребенка, сознание которого не подготовлено к восприятию учебного материала, бесполезно "натаскивать" на программу, и дело, как правило, кончается вспомогательной школой.

- В первые годы жизни, - рассказывает Татьяна Михайловна, - развитие ребенка как бы разложено по полочкам: во столько-то месяцев малыш должен поднять головку, во столько-то - сесть, во столько-то - пойти и т.д. Ко второму годику дети начинают различать цвета и оттенки, размер и форму предметов, учатся их сравнивать, определять их место в пространстве: вверху, внизу, под, над, рядом. Постепенно малыши проявляют способность к вычленению наиболее существенных свойств предметов и группированию предметов по их общим признакам. Наличие этой способности легко проверить, например, попросив ребенка назвать несколько одноцветных предметов или разноцветных, но относящихся к одной понятийной группе - овощи, металлическая мебель и т.д.

С года до трех лет маленький человечек должен научиться делать выводы на основании имеющейся у него информации: "Если за окном идет снег, значит, началась зима". "Раз у мамы два сына, значит, друг для друга они - братья"... Как известно, одним из признаков задержки психического развития является сниженная активность нервной системы. Поэтому не стоит радоваться, если ребенок слишком спокоен, пассивен, не мучает родителей бесконечными вопросами. Напротив, это должно встревожить. Ведь чем меньше ребенок чувствует и знает, тем реже у него возникает потребность искать нужное слово для выражения своих мыслей и эмоций. Таким образом, словарный запас малыша - это зеркало, глядя в которое родители имеют возможность следить за психическим развитием ребенка.

Марина Евграшина

2011-11-18

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ