Левой, левой и все-таки левой
Есть специальные тесты на право-леворукость.
Вот некоторые из них:
1. Предложите ребенку причесаться, обратите внимание на то, какой рукой он это делает.
2.Предложите почистить зубы зубной щеткой, обратите внимание на то, какой рукой он это делает.
3.Путь малыш сцепит руки в замок. У правшей сверху будет большой палец правой руки, у левшей - левой.
4.Поза Наполеона. У правшей правая кисть наверху на левом предплечье,, а левая кисть - под правым; у левшей - сверху кисть левой руки, под левым предплечьем - правая.
5.Понаблюдайте, как малыш аплодирует. У правшей более активна правая рука, у левшей - левая.
6.Попросите ребенка нарисовать круг обеими руками поочередно, посмотрите который получается круглее.
7.Какой рукой ребенок нажимает кнопку.
Когда кто-то в чем-то непохож на нас, это нас удивляет, восхищает и в очередной раз доказывает,что Природа - гениальный создатель! Например, отчего 500 миллионов человек, населяющих земной шар, для того, чтобы писать, есть, играть, преимущественно пользуются левой рукой? Исследования генетиков показали, что ген праворукости есть, а вот гена леворукости нет. Тем не менее даже у животных выделяют лево- и праволапость. В чем же тут причины и как левшатам живется в мире праворуких, нам рассказали специалисты ОДКБ №1.
Екатерина Анатольевна ТОМАШЕВСКАЯ, женщина увлекающееся выставками ледяных фигур и детский невролог:
- Функции управления разделены между правым и левым полушариями головного мозга. Нервные пути перекрещиваются на уровне продолговатого мозга, и получается, что левыми конечностями руководит правое полушарие, а правыми - левое. Естественно, что ведущей будет та рука, управляющий центр которой более активен. В то же время развитие мелкой моторики рук тоже влияет на работу мозга. Причем, когда мы учим одну руку, например, рисовать, автоматически и другая рука тоже в какой-то мере осваивает этот навык. Это в очередной раз подтверждает то, что человеческий мозг имеет огромные компенсаторные возможности.
Именно поэтому у людей и может быть ведущей правая или левая рука. А некоторые люди почти в одинаковой мере хорошо пользуются обеими руками.
Признаки, какой руке ребенок отдает предпочтение, можно уловить еще в раннем возрасте, но все же прогнозы до 4-5 лет малоэффективны. Например, одно из проведенных исследований показало, что в дошкольном возрасте леворуких детей больше, чем в школе, то есть со временем они все-таки сами и под руководством взрослых переучиваются.
У подавляющего большинства правое полушарие отвечает за образное мышление человека, а левое за конкретику - символы, знаки, речь (здесь находится речевой центр). Возможно, именно поэтому у левшей, чье правое полушарие всегда работает более активно, и наблюдается предрасположенность к творческой деятельности.
Елена Анатольевна ТОМАХ, детский психолог:
На самом деле левши бывают разные.
- Почему левшей так "поделили" и вообще, зачем нужно выяснять, какая рука ведущая?
Это нужно для того, чтобы оптимально развивать навыки ребенка. Ведь как бы то ни было, жить леворуким придется в мире, где многое устроено по правилу правой руки: бытовые приборы, одежда, даже ручка в банке для подписания бумаг нередко располагается там, где это удобно "правому большинству".
Знание, что малыш левша, позволит родителям избежать многих проблем, с которыми ребенок обычно, сталкивается в начальной школе.
Важно правильно организовать рабочее место ребенка и в школе, и дома. Чтобы свет падал справа, чтобы предметы стояли удобно. В результате он не будет ежедневно на мелочах ощущать свою необычность.
Сейчас появилось очень много предметов, которые облегчают левшам жизнь - специальные ручки, клавиатура и мышки для компьютера; специальные тетради-прописи. В общем-то, леворукость перестала быть проблемой, с которой когда-то пытались бороться. Сегодня она признана нормой и в школах даже разработаны специальные методики обучения, для таких детишек.
-Какие могут быть психологические трудности у левшей?
Левши по эмоциональному складу более впечатлительные, а значит и более уязвимые. Для предупреждения развития комплексов, не стоит предъявлять к нему повышенные требования, но в то же время, не нужно акцентировать внимание на его "необычности". Ведь бывает, родители, будучи убежденными в том, что все левши - гении, стремятся сделать из него вундеркинда. Лучше научитесь хвалить его и поощрять за самые маленькие успехи. Главная задача родителей и педагогов помочь понять ребенку, что леворукость - это как ярко-голубые глаза на фоне общей кареглазости -необычно, но ведь жить не мешает. И левой рукой левша делает все не хуже, чем правша - правой.
2011-11-23
ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ