Левой, левой и все-таки левой

Левой, левой и все-таки левой


Есть специальные тесты на право-леворукость.

Вот некоторые из них:

1. Предложите ребенку причесаться, обратите внимание на то, какой рукой он это делает.

2.Предложите почистить зубы зубной щеткой, обратите внимание на то, какой рукой он это делает.

3.Путь малыш сцепит руки в замок. У правшей сверху будет большой палец правой руки, у левшей - левой.

4.Поза Наполеона. У правшей правая кисть наверху на левом предплечье,, а левая кисть - под правым; у левшей - сверху кисть левой руки, под левым предплечьем - правая.

5.Понаблюдайте, как малыш аплодирует. У правшей более активна правая рука, у левшей - левая.

6.Попросите ребенка нарисовать круг обеими руками поочередно, посмотрите который получается круглее.

7.Какой рукой ребенок нажимает кнопку.

Когда кто-то в чем-то непохож на нас, это нас удивляет, восхищает и в очередной раз доказывает,что Природа - гениальный создатель! Например, отчего 500 миллионов человек, населяющих земной шар, для того, чтобы писать, есть, играть, преимущественно пользуются левой рукой? Исследования генетиков показали, что ген праворукости есть, а вот гена леворукости нет. Тем не менее даже у животных выделяют лево- и праволапость. В чем же тут причины и как левшатам живется в мире праворуких, нам рассказали специалисты ОДКБ №1.

Екатерина Анатольевна ТОМАШЕВСКАЯ, женщина увлекающееся выставками ледяных фигур и детский невролог:

- Функции управления разделены между правым и левым полушариями головного мозга. Нервные пути перекрещиваются на уровне продолговатого мозга, и получается, что левыми конечностями руководит правое полушарие, а правыми - левое. Естественно, что ведущей будет та рука, управляющий центр которой более активен. В то же время развитие мелкой моторики рук тоже влияет на работу мозга. Причем, когда мы учим одну руку, например, рисовать, автоматически и другая рука тоже в какой-то мере осваивает этот навык. Это в очередной раз подтверждает то, что человеческий мозг имеет огромные компенсаторные возможности.

Именно поэтому у людей и может быть ведущей правая или левая рука. А некоторые люди почти в одинаковой мере хорошо пользуются обеими руками.

Признаки, какой руке ребенок отдает предпочтение, можно уловить еще в раннем возрасте, но все же прогнозы до 4-5 лет малоэффективны. Например, одно из проведенных исследований показало, что в дошкольном возрасте леворуких детей больше, чем в школе, то есть со временем они все-таки сами и под руководством взрослых переучиваются.

У подавляющего большинства правое полушарие отвечает за образное мышление человека, а левое за конкретику - символы, знаки, речь (здесь находится речевой центр). Возможно, именно поэтому у левшей, чье правое полушарие всегда работает более активно, и наблюдается предрасположенность к творческой деятельности.

Елена Анатольевна ТОМАХ, детский психолог:

На самом деле левши бывают разные.

  • Наследственные левши. Их от общего числа населения - 9-12%. Если один из родителей левша, то вероятность того, что их ребенок унаследует эту особенность, составляет 50%. Но даже у родителей-правшей остается 6,3% вероятности того, что их малыш будет предпочитать левую руку.
  • Группу компенсаторных левшей составляют люди, у которых левое полушарие пострадало, например, во время родов, аварий. В этом случае правое полушарие берет на себя функции пострадавшего "соседа". Сейчас таких левшей становится больше, потому что появилась тенденция к поздним, а поэтому нередко осложненным родам.
  • Подражательные левши стараются все делать левой рукой, копируя поведение взрослых левшей, которые есть в их окружении. Но в школе обычно выясняется, что он истинный правша и развитие уже идет в этом направлении.
  • Вынужденные левши - просто по каким-то причинам не могут временно пользоваться правой рукой. Например, у ребенка перелом, и он как раз пошел в школу. Пока рабочая рука была в гипсе, все приходилось делать левой, и в результате она стала более тренированной. Тем не менее, если ребенок истинный правша, после выздоровления все-таки лучше заняться развитием именно той руки, движения которой лучше координируются мозгом.
  • - Почему левшей так "поделили" и вообще, зачем нужно выяснять, какая рука ведущая?

    Это нужно для того, чтобы оптимально развивать навыки ребенка. Ведь как бы то ни было, жить леворуким придется в мире, где многое устроено по правилу правой руки: бытовые приборы, одежда, даже ручка в банке для подписания бумаг нередко располагается там, где это удобно "правому большинству".

    Знание, что малыш левша, позволит родителям избежать многих проблем, с которыми ребенок обычно, сталкивается в начальной школе.

    Важно правильно организовать рабочее место ребенка и в школе, и дома. Чтобы свет падал справа, чтобы предметы стояли удобно. В результате он не будет ежедневно на мелочах ощущать свою необычность.

    Сейчас появилось очень много предметов, которые облегчают левшам жизнь - специальные ручки, клавиатура и мышки для компьютера; специальные тетради-прописи. В общем-то, леворукость перестала быть проблемой, с которой когда-то пытались бороться. Сегодня она признана нормой и в школах даже разработаны специальные методики обучения, для таких детишек.

    -Какие могут быть психологические трудности у левшей?

    Левши по эмоциональному складу более впечатлительные, а значит и более уязвимые. Для предупреждения развития комплексов, не стоит предъявлять к нему повышенные требования, но в то же время, не нужно акцентировать внимание на его "необычности". Ведь бывает, родители, будучи убежденными в том, что все левши - гении, стремятся сделать из него вундеркинда. Лучше научитесь хвалить его и поощрять за самые маленькие успехи. Главная задача родителей и педагогов помочь понять ребенку, что леворукость - это как ярко-голубые глаза на фоне общей кареглазости -необычно, но ведь жить не мешает. И левой рукой левша делает все не хуже, чем правша - правой.

    2011-11-23

    ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ