Тонкая материя

Тонкая материя


Что такое воображение?

Мы часто говорим ребенку: «Представь себе такую ситуацию...», «вообрази, что ты...» или «ну придумай же что-нибудь!» Для того, чтобы представлять, воображать, придумывать, и необходимо воображение. Когда ребенок воображает, в его сознании возникают всевозможные образы. В зависимости от того, каков характер их происхождения, принято различать воображение репродуктивное (или воссоздающее) и продуктивное (или творческое).

Образы репродуктивного воображения возникают на основе словесного или графического описания (при чтении книги воображение помогает малышу представить себе ситуацию, в которой находится герой, «увидеть» на основе словесного описания его внешность). Образы творческого воображения всегда оригинальны. Они синтезируются ребенком самостоятельно, без опоры на какое-либо описание. Если попросить малыша придумать какую-нибудь интересную историю (непохожую на известные сюжеты), то среди образов, которые он «создаст», будут и образы творческого воображения.


Для чего оно нужно?

Функция воображения в психическом развитии ребенка имеет огромное значение. Воображение как форма психического отражения должно способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, не перерастая в пассивную мечтательность, стремление заменить реальность грезами. Задача родителей помочь ребенку использовать возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития. Став школьником, он будет получать значительное количество информации в виде текстов, схем, картин и пр., воссоздавая по ним живой образ действительности. Типичные задания: придумать рассказ по картинке или на заданный сюжет, продолжить начатое повествование рассчитаны на работу детского воображения. Школьник часто сталкивается с необходимостью понять абстрактный материал здесь требуются аналогии. При общем недостатке жизненного опыта на помощь придет воображение. Постепенно ребенок начнет более критично воспринимать мир вокруг себя и строить реальные планы на будущее: он перестанет верить в сказочные чудеса, его мечты станут выраженнием позитивной жизненной перспективы.


Обогащаем воображение

Заинтересованные в успехах ребенка родители в состоянии придумать множество заданий на развитие воображения так, отличной школой может послужить изучение географических карт. Желательно также использовать специальные обучающие игры и тесты. Работать надо целенаправленно, развивая строго определенные способности. Уделите особое внимание формированию некоторых особо важных навыков и умений.

Использование «заместителей». В развитии воображения важную роль играет внешняя опора. Если на ранних этапах развития (в 34 года) воображение дошкольника неотделимо от реальных действий с игровым материалом и определяется сходством предметов-заместителей с заменяемыми предметами, то у детей 67 лет уже нет тесной зависимости игры от игрового материала. Их воображение может опираться на предметы, вовсе не похожие на замещаемые (ребенок может скакать верхом на палочке, представляя себя всадником). Постепенно необходимость во внешних опорах исчезнет. Произойдет переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, к представлению действий с ним в уме. Для этого следует научить ребенка оперировать «заместителями» предметов. Это могут быть другие предметы, геометрические фигурки, знаки и т. п.

«Опредмечивание» неопределенного объекта. Способом «опредмечивания» дети начинают пользоваться с 34 лет. Он состоит в том, что ребенок может в незавершенной фигуре «разглядеть» определенный предмет. Выполняя задание дорисовать неопределенное изображение, малыш может круг превратить в колесо машины или в мячик, треугольник в крышу домика или в парус кораблика. К 67 годам ребенок должен относительно свободно владеть этим способом и уметь добавлять к «опредмеченному» рисунку детали.

Создание образа Делается это на основе словесного описания или неполного графического изображения. Эта способность очень важна для предстоящей учебы ребенка. Необходимость создания образа на основе словесного описания и графического изображения возникает при чтении, при осознании значения новых слов, при распознавании объектов, когда ограничено поле их восприятия (предмет виден не полностью, а частично) и в других ситуациях. Чем лучше у ребенка развита способность к созданию таких образов, тем более точные и устойчивые представления у него возникают. Для тренировки можно использовать задания, в которых ребенок должен: а) создавать образ предмета по его словесному описанию; б) воссоздавать целостный образ картинки на основе восприятия одной или нескольких ее частей.

Развитие пространственного воображения. Предметы окружающего мира существуют в пространстве. Образы воображения, чтобы быть адекватными, должны обладать пространственными характеристиками. Поэтому важно развивать у ребенка способность «видеть» образ предмета с учетом его пространственного расположения. Для тренировки этой способности детям шести лет можно предложить игры двух типов: а) на мысленное преобразование предмета в пространстве, б) на представление взаимного расположения нескольких предметов в пространстве.

Подчинение воображения четкому замыслу. Только последовательная реализация плана приводит к его выполнению. Из-за неумения управлять идеями, подчинять их своей цели самые интересные замыслы и намерения ребенка часто не получают воплощения. Важно уметь действовать по заранее продуманному плану, реализовывать свои замыслы, создавая хоть небольшие и несложные, но законченные произведения (рисунки, истории, светопрозрачные конструкции и пр.). Обучение должно включать следующие этапы: а) этап демонстрации плана вы показываете, как составлять план (схему) готового произведения (конструкции); б) этап самостоятельного «чтения» плана ребенок учится разбирать составленный вами план (схему) и создавать на его основе свое произведение; в) этап самостоятельного составления плана ребенок сам составляет план собственного произведения.


Опыт и воображение

Многие считают, что детское воображение намного ярче и оригинальнее воображения взрослого. Это не совсем так. Исследования психологов показывают, что воображение ребенка развивается постепенно по мере накопления им определенного опыта.

Все воображаемые образы, какими бы причудливыми они ни были, основываются на представлениях и впечатлениях, которые человек получает в реальной жизни чем больше и разнообразнее опыт, тем выше потенциал воображения. Именно поэтому воображение ребенка во многих отношениях беднее воображения взрослого у него более ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для фантазий. Менее разнообразны и комбинации образов, которые он строит. Просто иногда дети по-своему объясняют неизвестные им ранее явления и предметы, и эти объяснения часто кажутся взрослым неожиданными и оригинальными.

Вместе с тем, в жизни ребенка воображение играет более важную роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и значительно легче отрывается от реальной действительности. Но с его помощью дети познают окружающий мир и себя.

2011-11-29

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ