Ребенок учится плохо?

Ребенок учится плохо?


Почему по одним предметам ваш ребенок успевает, а по другим - отстает? Вы думаете, что это "призвание"? Не пугайтесь, но причина отставания может быть в физиологических отклонениях. Как может отозваться родовая травма? На что влияет пространственное восприятие? К каким специалистам обращаться в случае неуспеваемости по разным предметам? Обо всем этом - в разговоре Алины Белковской с педагогом высшей категории, врачом-дефектологом, руководителем школы раннего развития - Марией Трубиной.

Сначала пройдемся по разным предметам. Например, что может означать отставание в письме?

Если ребенок к первому классу не имеет навыков письма и не может запомнить буквы, у этого может быть несколько причин. Например, нарушение зрительной памяти. Вторая возможная причина - проблема логопедическая, когда у ребенка нарушено зрительное восприятие, и он не может сложить предлагаемые ему образы в буквы. Третье - это нарушение пространственного восприятия. Любой из этих недостатков можно преодолеть. Одним из способов преодоления являются курсы обучения имиджмейкеров, которое позволит вашему ребенку шире смотреть на мир и легче воспринимать поступаюшую информацию.

Если ребенок плохо усваивает формулы: геометрию, тригонометрию, химию?

Это может быть связано - опять-таки - с пространственным восприятием, как и нарушение словесно-логического мышления. Ребенку тяжело абстрагировать линии и формулы от конкретного начертания и он не понимает содержания, которое вложено в эти формулы. Опять же - преодолимый дефект.

Если ребенку трудно дается математика?

Это может быть опять нарушение пространственного восприятия. А может, в свое время он механически выучил цифры (хорошая механическая память), но он не представляет, что кроется за числом <3>, что число <6> может быть составлено из 4 и 2. На механическом уровне его дошкольная база помогает ему в начальном периоде, но потом, когда программа будет усложняться, он с ней не справится и не его в этом будет вина. Нужно продиагностировать пространственное восприятие.

Есть еще вопрос от телезрителя. Девочка не может выучить ноты: пишут две одинаковых ноты на одной линейке, а она их называет по- разному.

Здесь либо нарушены процессы внимания, что может определить только специалист. А может ребенок не способен зрительно соотнести две рядом нарисованные ноты, ему, может, надо пальчиком пересчитать линеечки, а зрительно он не дифференцирует каждую линейку. В этом случае может идти речь о нарушении зрительного восприятия. Есть еще один вариант: может быть у ребенка идет снижение зрения, и он просто не видит линеек. Причем, все эти проблемы характерны не только для малышей. Они могут всплыть в любом возрасте. В старших классах - как мы уже это проговорили - нарушение пространственного восприятия может аукнуться на тригонометрии, например, на черчении, на физике.

Можно сказать так, что за неуспеваемостью по предметам у ребенка может стоять не только психологическая, но и какая-то физиологическая причина?

Да, и, к сожалению, эта причина в последнее время доминирует. Поступая в первый класс, многие дети имеют хронические заболевания, идут в школу соматически ослабленные, часто болеют, что приводит к пропуску занятий. В результате, ребенок регулярно не успевает усваивать программный материал. Он вынужден заниматься дополнительно, а они и так ослаблен частыми болезнями, и у него проблемы эти как снежный ком накручиваются. Мы иногда ребенка встречаем уже на пороге кризисной ситуации.

Вот, например, ситуация с письмом: причина может быть в том, что в свое время у ребенка не было сформировано фонетическое восприятие. Он не слышит звуков и поэтому пишет с ошибками. Он заменяет <С> на <Ш>, не слышит в середине слогов, а ему говорят: "будь внимательней". Ребенок старается, но правильно выполнять задания он ФИЗИЧЕСКИ не может, а оказывается виноватым, получает по затылку. Результат - стрессовая ситуация. Поэтому, дорогие родители! за любую неуспеваемость не спешите ребенка ругать, упрекать в том, что он ленится или мало занимается, - сводите сначала к специалистам. Можно с ребенком читать по два по три часа, бесконечно переписывать тексты и работать над ошибками, но он все равно не сможет писать грамотно. Ведь физиологическую причину не может определить ни родитель, ни педагог.

К каким специалистам обращаться за помощью?

В первую очередь это логопед (он ведь занимается не только постановкой правильного произношения). Обязательно - дефектолог, который оценивает уровень познавательной деятельности, обучаемости ребенка. И обязательно психолог, который работает над формированием учебной мотивации, над развитием эмоционально-волевых процессов. В последнее время они все чаще работают вместе. И конечно без невропатолога, без психиатра в некоторых случаях не обойтись. Эти два специалиста определят, нужно ли ребеночка пролечить. Например, в средних классах, когда происходит гормональная перестройка организма и активный рост, бывают такие проблемы как жуткие головные боли. Ребенок в таком состоянии не может учиться! Родители кормят его анальгетиками, но причина может быть совершенно в другом: возможно, была родовая травма у ребенка, которая теперь - именно в этот период - дает о себе знать. И - вполне возможно, что у него (у нее) сосудистая дистония - тогда бессмысленно пить анальгин! Необходимо обратиться к невропатологу. Так как из-за сужения сосудов головного мозга, возникает не только боль, но и снижается уровень работоспособности мозга. Мало кто из родителей об этом знает:

По каким признакам родитель может оценить, что ребенка пора вести на обследование? На что реагировать как на симптом?

Если ребенок в первом классе начал свое обучение успешно, а классе в третьем вдруг учителя заявляют, что он не справляется с программой. Это первый сигнал о том, что надо обращаться к специалистам. Родитель и учитель видят только следствие: "ребенок не успевает", а ПРИЧИНУ могут обнаружить только специалисты. Другие симптомы - это нежелание ходить в школу: опять же не нужно торопиться объяснять ребенку, что это твоя обязанность. Пусть ребенка первично осмотрит психолог, - может быть там конфликт, а может быть, у ребенка проблемы другого рода. Например, закончился запас дошкольных знаний: а так как учится ему было в начальной школе легко, и вдруг у него не получается, он этого пугается и желание пропадает. По любому из предметов можно обратиться к перечисленным выше специалистам. Они определять причину. И это относится не только к малышам. Еще раз хочу подчеркнуть, что это вофизиологические причины отставания в обучении могут коснуться школьников любого возраста: просто у разных возрастов эти причины разные. Не ленитесь ходить к специалистам.

2011-12-04

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ