Поздние дети поздно взрослеют?

Поздние дети поздно взрослеют?


ЛЕТ в пять-шесть практически все дети начинают задумываться о смерти. Но за родителей обычно не очень волнуются, ведь те еще молоды, полны жизненной энергии. Поздним детям с этим сложнее. Они и так-то склонны к тревожным ожиданиям, а тут для тревог есть вполне реальные основания.

Лишенный общества сверстников, не имеющий братьев и сестер (а часто и бабушек с дедушками!) ребенок чувствует себя одиноким. У него нет другого тыла, кроме родителей, и страх их потерять очень силен.

Как она будет жить, если с ними что-то случится? это была первая мысль, которая мелькнула у меня, когда я услышала от подружки Маши про возраст ее родителей: нам было по 11 лет, а им далеко за 50. Если уж у меня, постороннего человека, возникли такие опасения, то что же говорить о самой Маше, которую ситуация затрагивала непосредственно?!

Тревожность поздних детей усиливается и тревожностью их родителей. Получив на склоне лет долгожданное дитя, они, конечно, очень беспокоятся за его жизнь и здоровье. А дети, как антенны, улавливают настроение взрослых, и их собственные страхи многократно усиливаются, когда от родителей исходят тревожные волны.

Тревожность, неуверенность, страх порождают раздражительность. Человек волнуется, справиться с собой не может, и выплескивает свое раздражение на тех, кого не боится обычно на самых близких.

«Поздние» мамы чувствуют себя неуверенно на педагогическом поприще. С одной стороны, у них нет родительского опыта, а с другой, уже очень развита самокритика. Им хочется дать ребенку всего по максимуму, они гораздо острее молодых родителей переживают свои педагогические ошибки, чаще страдают от чувства собственной несостоятельности.

Стремясь к совершенству, они нередко предъявляют к ребенку повышенные требования, сравнивают его с другими детьми. Им часто не хватает терпения все кажется, что они не успеют, времени осталось мало, годы уходят, надо вложить в ребенка как можно больше. А поздние дети бывают нервными, у них часто наблюдается синдром дефицита внимания, повышенная утомляемость, возбудимость, расторможенность. С ними не всегда справляется даже профессиональный педагог, не то, что неопытная мать. Тогда мама закупает гору психолого-педагогической литературы, начинает следовать советам специалистов. Но советы в разных книжках даются разные, какую-то четкую линию выдержать не удается, а потому и результат бывает нулевой. Мать еще больше нервничает, начинает срываться. А кто всегда оказывается рядом? Кто самый близкий и беззащитный? Конечно, ребенок. Круг замыкается.

Самый дорогой и любимый, тот, ради кого она готова пожертвовать всем на свете, оказывается под ударом. И в переносном, а порой и в прямом смысле слова. Всего пара примеров.

Это чудовище, настоящее чудовище! кричала моя знакомая, когда ее двухлетняя дочка на прогулке рвалась пойти в противоположную сторону, не туда, куда звала мать. Она все назло мне делает!

И никакие мои доводы, что ребенок просто не понимает, что детское внимание неустойчиво: то одно ребенка манит, то другое, и все интересно, никакие подобные аргументы не действовали.

Я измучилась с ней, ты даже себе не представляешь как, со слезами в голосе восклицала Нина. Верчусь, как белка в колесе, в шесть встаю, в двенадцать ложусь. У нее ведь особая диета, кормить надо строго по часам, все свежеприготовленное. Белье каждый день проглаживаю иначе будет сыпь. Потом гулянье. Три часа на свежем воздухе обязательно. Потом занятия эти бесконечные настоящая мука

Погоди, какие занятия? Ей же всего два года! удивилась я. Не два, а два с половиной. В этом возрасте многие ее сверстники уже буквы знают. А некоторые английский учат, сейчас есть методики раннего развития. А она упрямится, капризничает, хочет только играть. Если так дальше пойдет, ее ни в какую в приличную школу не возьмут, а мы же не вечные, мы не всегда будем ее тянуть Я ночами не сплю, все думаю, как она жить будет О Господи, ты посмотри, опять какой-то грязи набрала, руки испачкала! А ты говоришь: «Не чудовище!» Ну все! Кто не умеет нормально гулять, тот идет домой!

И, подхватив брыкающуюся малышку, Нина запихнула ее в коляску.

Или вот совсем недавно ко мне на консультацию пришла мама позднего ребенка. Мальчик очень болезненный, первые два года почти целиком провел в больницах. Естественно, у него масса страхов, он цепляется за мать, даже дома ходит за ней хвостиком и не остается один. Когда ему исполнилось четыре, мама, обеспокоенная необщительностью Миши, отдала его в детский сад. Дескать, там он будет с детьми и, может быть, станет побойчее. Но Миша и в саду был тише воды ниже травы, почти все время сидел на стуле, не участвуя в детских играх. Как потом выяснилось, его обижали два мальчика. Миша не жаловался, сдачи дать не пытался, только закрывал руками голову (у него уже дважды было сотрясение мозга, и он панически боялся снова очутиться в больнице). Дома же несчастный ребенок начал разряжаться грубил родителям. А мама, боясь, что проявления грубости станут привычными, наказывала его ремнем!

Конечно, и молодые мамы могут допускать подобные ошибки, но в целом они чувствуют себя более уверенно, больше доверяют своему чутью, реже кидаются из крайности в крайность. И потом, у ранних детей обычно живы бабушки с дедушками, которые готовы поделиться с молодыми родителями своим родительским опытом.

Все, о чем мы сейчас говорим, в основном, относится к единственным детям. В многодетных семьях, где, естественно, тоже может родиться поздний ребенок, ситуация принципиально иная. Роды, как правило, протекают нормально, без травм и осложнений. У мамы богатейший родительский опыт, подросшие старшие дети (конечно, при правильном воспитании!) становятся надежными помощниками и няньками малыша. Поздние тянутся за старшими и гораздо быстрее других приобретают социально-бытовые навыки, как рыба в воде чувствуют себя в разновозрастном детском коллективе. Это существенно облегчает им жизнь, в том числе и школьную, ведь значительная часть проблем школьной дезадаптации порождена психологическими трудностями ребенка. Их не беспокоит аренда автомобилей в москве, чтобы хвастануть перед одноклассниками и приобрести друзей, у них все хорошо дома и без этого.

Поздние дети в многодетных семьях не страдают от одиночества. Большой семейный клан, старшие братья и сестры для них надежный тыл. Да и родителям спокойней, когда они понимают, что в случае чего об их маленьком сыне или дочке есть кому позаботиться. Все это создает гораздо более благоприятные условия для психического и интеллектуального развития ребенка. Может быть, поэтому среди великих людей первенцев не так уж и много?

Так, великий русский ученый Дмитрий Менделеев был четырнадцатым ребенком в семье. Немецкий композитор Людвиг ван Бетховен седьмым. Испанский классик Сервантес четвертым, Чехов третьим. Князь Даниил Московский, которому Москва обязана своим возвышением, назван в летописи четвертым из сыновей (следовательно, в семье имелись еще и дочери). Выдающаяся женщина екатерининской эпохи княгиня Дашкова родилась четвертой. Кстати, и наш нынешний президент Путин поздний ребенок. И тоже не первенец.

2011-12-29

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ