Детская агрессия
Нет более беззлобного существа, чем маленький ребенок. Почему же иногда милый ангелочек, рожденный вами в роддоме, где есть система контроля и управления доступом, превращается в неуправляемого бесенка? Откуда берется желание сделать другому больно - ударить или укусить? Разобраться в этой проблеме нам поможет врач-психотерапевт Преображенской клиники Ирина ГРАНИНА.
- Причины появления агрессивного поведение можно связать с тремя этапами развития ребенка. Первый, это период кормления, освоения мира, постижения причинно-следственных связей. Вслед за чмоканьем, покусыванием маминой груди малыш получает вкусное молочко и связывает эти два события воедино: для мамы это знак, что я голоден. На этом этапе сами родители творят мир собственного ребенка.
Следующий этап - это когда малыш освобождается от слитности с мамой, пытается сам потрогать, попробовать, понять мир и реакцию окружающих. Этот доречевой период соответствует 1,5-2 годам. Укусом или даже ударом, малыш может выражать недовольство ситуацией, перевозбуждение или пытаться обратить на себя внимание. А как бы вы привлекли внимание тех, кому не можете сказать ни слова? Важно дать понять ребенку, что проявление агрессии должно иметь свои рамки - нельзя делать больно. Третий период - послеречевой. В возрасте от 3 лет и старше агрессивное поведение - это явление, пограничное с патологией. Стоит определить, что вызывает у ребенка подобную реакцию: чаще всего, таким способом выплескиваются обиды, выражается протест. Желательно давать обратную связь, проговаривать причины недовольства маленького человека и решать, как его можно выразить иным способом.
- Но не все же дети кусаются. Почему у некоторых мы это наблюдаем, а у других нет?
- Да, кусаются не все. Такое проявление недовольства высказывают дети эмоциональные, порывистые. Другие могут замыкаться, уходить в себя. Это тоже проявление несогласия, тоже агрессия.
- Что же должны делать родители?
- Конечно же, быть более внимательными. Ребенок часто "зеркалит" собственных родителей и взаимоотношения в семье. Если часто возникают ссоры или очень бурно выясняются взаимоотношения, если нет уважения - это может привести к появлению агрессии в поведении. Идеально было бы выдерживать ровную линию поведения, причем лучше одинаковую и маме, и папе. В противном случае ребенок может научиться лавировать между двумя родителями и извлекать корыстную пользу.
- Ирина Викторовна, я Вас правильно поняла, что если после лет 3-4 ребенок ведет себя агрессивно по отношению ко взрослым или своим сверстникам - это серьезный повод обратить более пристальное внимание на проблему?
- Да, в таких случаях скорее всего необходима помощь психолога или третьего лица - бабушки, крестных, близких знакомых. Если это не получилось у родителей, более независимая сторона поможет определить границы "можно" и "нельзя" в социальном смысле агрессивности. Дело в том, что определенная степень агрессивности (или можно сказать непохожести, индивидуальности, умения доказать правоту) должна быть в каждом человеке, претендующем на то, чтобы называться личностью. Мы все рождаемся непохожими, а социум призван отшлифовать границы индивидуальных и общественных граней, притереть их и сделать оптимальными.
- То есть можно сказать, что агрессивность должна быть, но такая, которая помогает, а не мешает?
- Можно сказать и так. Подавленная, не нашедшая выхода негативная эмоция в последствии может сказаться нарушением работы сердца, стрессом. Для выхода таких эмоций, кстати, есть специальные приемы: можно использовать хлопающие бренчащие игрушки или просто постучать мячом, помочь взрослым вытрясти половик - одним словом "разрядиться" через активные физические действия или громкие звуки. Но повторюсь, что необходимо поговорить с малышом, выяснить причину недовольства и помочь разобраться в этом ребенку. Тогда в следующий раз ему самому будет легче контролировать взрыв негативных эмоций.
2012-01-19
ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ