Ермакова Е.Ю., Обухова А.Ю. "Возможности применения элементов неонатальной культуры"



ВВЕДЕНИЕ

Катастрофическое положение, сложившееся в отечественном здравоохранении, особенно в детском, может привести к подрыву генофонда нации.

Причины этого явления многочисленны. Но общепризнанно и бесспорно, что пренатальный (дородовый), перинатальный (связанный с рождением), а так же неонатальный (первого года жизни) периоды формирования человека являются определяющими для его дальнейшей жизни. Фундамент "здоровья индивидуума закладывается исключительным образом в "первичный период" его существования - внутриутробный и первого года жизни. Именно в это время формируются ответственные за физиологическое здоровье глубокие структуры мозга, эндокринная и иммунная системы организма. После этого важнейшего в жизни человека периода, его здоровье можно лишь сохранять и культивировать разумным, сбалансированным образом жизни, но "прибавить" и даже восстановить его практически невозможно.

Нездоровый образ жизни, рост числа абортов, формально ведущаяся работа дородовых женских консультаций, полное отсутствие пренатальной и родительской культуры привело к тому, что в среднем по роддомам России нормально рожают не более 20 процентов женщин, а все остальные с той или иной патологией.

В то же время многие данные говорят о том, что сознательное влияние матери на плод может радикально менять течение внутриутробного развития ребенка, а характер его рождения во многом зависит от уровня психофизической подготовленности матери и окружающих ее людей.

Первый же год жизни ребенка - период, когда создается фундамент его физического, психического и нравственного здоровья. Задача этого периода -исправить имеющиеся у- ребенка отклонения в развитии, полученные в результате неправильного ведения беременности и родов. В мире известен ряд методик которые и решают эту задачу.

Мы выделяем составные части неонатальной культуры, опираясь на исследования ведущих отечественных и зарубежных терапевтов, педиатров, акушеров,, физиологов, психологов и целителей (И. Арш веского, С.Гроффа, С.Кнейпа, Б.Йенсона, Г.Шелтона, М.Одена, Т.Верни, К.Циммер, С.Рей, А.Гаскин, И.Чарковского, П.Иванова, А.Тимофеевой, Р.Равич и др.), тысячелетний опыт народной медицины, а также свой опыт.

Составными частями неонатальной культуры, решающими и некоторые частные проблемы (лечение заболеваний, коррекция опорно-двигательного аппарата, коррекции психомоторного развития и т.д.) являются:

1. Водные тренировки, или акватренинг. Вода представляет большие возможности сама по себе как биологически активная среда и как особая среда для тренировок, позволяющая делать с ребенком, в том числе, и активные дыхательные упражнения.

2. "Беби-йога". Это специальная гимнастика, напоминающая йогические асаны, выполняемая с ребенком, как правило, один или по необходимости, несколько раз после рождения. Эту гимнастику должен выполнять опытный специалист.

3. Динамическая гимнастика и массаж. Это система динамических упражнений, легко осваиваемая родителями и ребенком, являющаяся наиболее доступной и универсальной формой физической тренировки, дающая разнообразные положительные эффекты для тела и психики.

4. Естественное вскармливание. Это кормление только грудным молоком до прорезывания первого зуба (до 5-8 месяцев), гибкий, естественный режим кормления, устанавливаемый потребностями ребенка, изменяемый соответственно возрасту.

5. Закаливание. Это и обливание холодной водой как запуск терморегулирующих функций организма ребенка. Это воздушные ванны (ребенок должен находится обнаженным во время бодрствования максимальное время, если он при это не проявляет признаков замерзания). Это и солнечные ванны в разумных дозах. Это и бани - исключительно полезная закаливающая процедура, благотворно влияющая на весь организм. Это и культура одежды (не перекутывать).

6. Здоровое психофизическое взаимодействие родителей и новорожденного, грудного ребенка. Новорожденный и грудной ребенок обладают высокой чувствительностью к психологической атмосфере, в которой они находятся, и к событиям, происходящими с ними в этот период. Это оказывает сильное влияние на их физическое и психическое состояние.

1. ВОДНЫЙ ТРЕНИНГ.

Основой частью неонатальной - культуры является водный тренинг - прекрасный способ физической тренировки младенцев, использующий столь благотворную для организма среду, как вода.

Обучение плаванию детей раннего возраста имеет давнюю историю. Еще за четыре тысячелетия до нашей эры в Древнем Египте с целью укрепления здоровья будущих воинов, младенцев учили плавать с рождения.

В настоящее время этот вид укрепления здоровья детей получил широкое распространение на всех континентах.

Обучение грудных детей плаванию и нырянию основано на врожденной способности плавать, обусловленной их внутриутробным развитием в жидкой среде. Однако без закрепления этот плавательный рефлекс к трем месяцам угасает. Если же ребенка начать обучать плаванию до этого срока, когда у него ещё сохраняется способность легко держаться на воде, рефлекторно задерживать дыхание при погружении в воду, он быстро освоится в воде и будет самостоятельно на ней держаться и даже нырять.

"Раннее плавание детей способствует быстрейшему их физическому и психомоторному развитию, снижению присущего младенцам первых месяцев жизни повышенного тонуса сгибательных мышц, что обеспечивает ускоренное формирование двигательных умений малыша", при плавании кожа ребенка испытывает благотворное массирующее воздействие воды, в связи с чем улучшается кровообращение и укрепляется нервная система.

Плавание грудных детей позволяет рано использовать закаливающее действие воды путем регулирования ее температурного режима, что является хорошей профилактикой заболеваний. Кроме того, нахождение в воде позволяет ребенку совершать разнообразные движения, многие из которых неосуществимы для него вне воды. Плавание с раннего возраста способствует появлению положительных эмоций. Эти дети обычно хорошо спят, чаще улыбаются, чем их сверстники.

И.Б.Чарковский разработал разностороннюю методику адаптации новорожденных к водной среде. Он показал возможность развивать нервную систему и мозг ребенка, сделать его сильнее и выносливее. Но особенно важна эта методика для детей, родившихся недоношенными, ослабленными или получившими родовую травму.

1) Теплая вода действует на таких детей успокаивающе, расслабляюще, как бы искусственно продлевая им безопасносное внутриутробное состояние, создавая оптимальную среду для их развития.

2) Кроме того, как известно, организм человека много энергии затрачивает на преодоление силы тяжести. Поэтому, помещая недоношенного ребенка или ребенка, получившего родовую травму, в водную среду на продолжительнее время, мы можем "вернуть им потерянный в результате гравитации энергетический баланс". В воде "высвобождается значительное количество энергии, что позволяет организму эффективнее бороться с болезнью".

3) Многократные погружения ребенка под воду по определенной методике создают режим умеренной гипоксии, в крови повышается концентрация углекислоты, а это в свою очередь приводит к рефлекторному расширению сосудов в организме ребенка "гемоглобин крови начинает активнее отдавать кислород и ткани получают его в избытке". Происходит как бы перераспределение крови к жизненно важным органам, что особенно важно для коры головного мозга и поврежденных органов ребенка.

4) Водные тренировки с маленькими детьми оказывают на них выраженный психический эффект. Таким образом, работа с ребенком в воде может иметь целью смягчение психической травмы, полученной в результате неправильного ведения беременности и родов.

Мы не раз замечали благотворнее влияние водных тренировок как на здоровых, так и на больных детей, которые благодаря акватренингу быстро развиваются физически и умственно. Ниже мы приводим упрощенную методику водных тренировок с детьми. Причем последовательность усложнения тренировок приводится по этапам.

а) Начинать водные тренировки грудных детей следует с закрепления задержки дыхания при попадании воды на голову и лицо (поливание водой из ладоней на лоб ребенка, проведение под душем). Добившись длительной задержки дыхания, ритмичности в Задержках и доведя количество проводок под душем до нескольких десятков раз, можно перейти к следующему этапу.

б) На этом этапе тренировок, проведя малыша несколько раз под струёй воды, и убедившись, что он надолго задерживает дыхание, после очередной проводки под душем окунаем малыша под воду. Первые погружения могут быть совсем короткими (секунда). Постепенно длительность погружения увеличивается до 3-5 секунд. Конечная цель этого этапа - погружение ребенка под воду в таком ритме, чтобы после нырка ребенок восстанавливал дыхание перед следующим нырком.

в) Далее переходим к освоению погружений ребенка под воду без предварительных проведений под душем сразу после вдоха на короткое время. После нырка ребенок делает резкий выдох над водой, за которым автоматически следует вдох и сразу же опять погружаем ребенка под воду. Начиная с 2-3-х погружений подряд мы постепенно увеличиваем число погружений в серии - до 5-10 раз, давая ребенку отдохнуть между сериями.

г) Мы постепенно увеличиваем длительность погружений, проплывая под водой почти всю ванну, вводим в купание различные игровые упражнения, сопрвождаем тренировки приятной для ребенка музыкой, используем купание как средство развития ребенка (показываем картинки через прозрачный бортик бассейна, кладем на дно ванны различные геометрические фигуры, буквы, запускаем в ванну плавающие игрушки).

Схема обучения плаванию

* слово "Ныряем"

Водичка на личико

* слово "Ныряем"

Проведение под душиком

* слово "Ныряем"

Проведение под душиком с окунанием

* слово "Ныряем"

Окунание - Выдох - Вдох - Окунание

* слово "Ныряем"

Ныряние с поворотом головы

*Ныряние с грудью

*Ныряние за соской с питанием

*Ныряние в прогунках

*Ныряние с бортиков за игрушками

Водичка на личико

Самостоятельное ныряние и плавание

Интенсивность тренировок зависит от поведения ребенка. При появлении признаков, свидетельствующих о том, что нагрузка для ребенка слишком высока (побледнение кожи, появление синюшного ободка вокруг губ, посинение носогубного треугольника) нужно прекратить занятие и дать ребенку возможность отдохнуть и расслабиться в теплой воде.

После окончания ныряний желательно придать ребенку позу "лягушки в воде" (привести ножки ребенка наверх под животик). После интенсивных ныряний у ребенка может произойти отрыжка воздухом.

Температура воды при купании должна изменяться. Во время ныряний она не должна превышать 52-34 градуса (более теплая вода приводит к ослаблению тонуса ребенка и нежеланию выполнять предлагаемые упражнения), но в конце занятия желательно температуру воды довести до 36 градусов и дать ребенку 15-30 минут расслабления (чаще всего дети при этом засыпают).

Желательно, чтобы обучение основным вышеизложенным приемам протекало с 1,5 до 3 мес. ежедневно дома в ванне или в бассейне детской поликлиники. А далее с 3 до 5 мес. родители ежедневно занимались с детьми дома и 2-3 раза в неделю приходили для консультационных бесед в водолечебницу. Желательно с 5 мес. детьми начать посещать бассейн.

После обучения инструктором родители могут самостоятельно проводить тренировки дома или в бассейне. Главное, чтобы купание было регулярным, поэтапным, с постоянным увеличением нагрузки и длительности ныряний. Причем продолжительность каждого этапа зависит как от освоения ребенком предлагаемой ему программы, так и от степени уверенности родителей в приобретенных навыках обращения с малышом в воде.

2. ДИНАМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА.

Динамическая гимнастика становится одним из средств всестороннего, гармоничного развития благодаря тесной связи физического и психического развития. С самых первых дней жизни для малыша необходимы движения, упражнения, цель которых - "дать возможность раскрыться заложенным в нем потенциалам, дать возможность природе реализовывать свои эволюционные программы"

Непосредственными задачами динамической гимнастики являются:

- коррекция опорно-двигательного аппарата (конечностей, отделов позвоночного столба и др.);

- преодоление слабости отдельных мышечных групп;

- улучшение подвижности в суставах;

- нормализация тонуса мышц;

- улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма ребенка

- общая релаксация (расслабление) организма, что происходит после усиленной физической нагрузки.

Двигательное развитие детей оказывает мощное влияние на их общее развитие, в частности на формирование речи, психики, интеллекта, таких анализаторных систем, как зрительная, слуховая, тактильная, а также, в широком смысле, на их поведение

При занятиях с детьми мы используем следующие принципы:

а) регулярность выполнения динамических упражнений с ребенком;

б) постепенное увеличение разнообразия, сложности, интенсивности динамических упражнений;

в) индивидуальный подход к занятиям, в зависимости от физического и психического состояния ребенка;

г) в процессе физических упражнений между ребенком и родителями устанавливается тесный эмоциональный контакт.

Первым этапом занятий является использование врожденных рефлексов новорожденных (рефлекс Робинсона (хватательный), рефлекс опоры, рефлекс "автоматической походки" (шаговый), рефлекс Бауэра (ползания)). На примере рефлекса Робинсона покажем возможность применения указанных выше принципов.

1) Вкладывание пальцев взрослого в ручки ребенка до срабатывания рефлекса (ребенок сжимает кисти рук);

2) Начинаем потягивать ребенка за ручки, стремясь поднять его в положение виса;

3) Постепенно увеличиваем продолжительность упражнения;

4) Выполнение покачиваний, придерживая ребенка за кисти рук: вперед - назад, из стороны в сторону, вверх - вниз, небольшие повороты, вокруг вертикальной оси, разведение ручек в стороны, частичный перенос веса с одной руки на другую;

5) Упражнения динамической гимнастики ("забросы", "перебросы", "боковые прокруты", "прямые прокруты", "солнышко", "карусель" и т.д.).

Эта серия упражнений, направленная на развитие мышц, суставов рук и плечевого пояса ребенка, затрагивает также дыхательную и сердечно-сосудистую систему и вестибулярный аппарат.

По мере роста малыша и его развития можно начинать использовать специальные приспособления (лесенки, гантели, мячи, кольца, прыгунки и т.д.) или домашний спортивный комплекс. Освоение различных снарядов - дальнейший этап, связанный уже с собственными осознанными действиями ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В силу ограниченности объема данной работы, мы не имеем возможности раскрыть полностью все составные части неонатальной культуры.

Так же мы не ставили целью этой работы создание строгих методических указаний для родителей и людей, занимающихся с детьми (врачей, педагогов, психологов). Мы лишь хотели показать пути творческого подхода к воспитанию детей первого года жизни. Необходимо помнить, что каждый ребенок уникален, и неонатальная культура начинается с "принятия родителями полной ответственности за своих детей и доверия родительскому чутью".

Список использованной литературы

1. И.А.Аршавский. Ваш малыш может не болеть. М., 1990.

2. И.Габриэль. Аквариус. К всемирному синтезу. М., 1991

3. М.Дадашева. Методика по водным занятиям по системе И.Б.Чарковското. М., 1991.

4. М.Дмитрук. Как дожить до третьего тысячелетия. М., 1991.

5. Н.Н.Ефименко, Б.В.Сергеев. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. М., 1991.

6. Г.А.Калюжин, М.П.Дерюгина. От колыбели до школы. Минск, 1990.

7. Б.П.Никитин, А.Никитина. Наши уроки. Л., 1992.

8. Е.А. Савельева-Васильева с соавт. Ранний этап восстановительного лечения новорожденных с перинатальным поражением ЦНС. В кн. Перинатальная неврология. Казань, 1983.

9. М.В.Трунов, Л.М.Китаев. Экология младенчества. Первый год. М., 1993. Санкт-Петербург 1994.
Hosted by uCoz