Первые слова



Первые слова

Ряд отечественных лингвистов изучали развитие речи детей. Особенно много в этом отношении сделали Н. А. Рыбников и А. Н. Гвоздев. Их исследованиями установлена такая последовательность в развитии языка ребенка.


9,5 месяца - 1 год 6 месяцев Слова: ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя, те-тя, ам-ам (есть) и т. д. Звукоподражательные слова: ав-ав (собака), тик-так (часы), му-му (корова) и т. п. Все существительные употребляются в именительном падеже, в единственном числе. 1 год 6 месяцев - 1 год 8 месяцев Попытки связать два слова в фразу ("мама, дай!"). Усваивается повелительное наклонение глаголов ("иди, иди!" "дай-дай!" и т. п.), поскольку оно выражает желание ребенка и имеет для него важное значение. 1 год 8 месяцев - 1 год 10 месяцев Появляются формы множественного числа (так как разница между одним предметом и несколькими очень наглядна). 1 год 10 месяцев - 2 года Словарь доходит до 300 слов. Имена существительные составляют приблизительно 63%, глаголы - 23, другие части речи - 14%. Союзов нет. От 1 года 6 месяцев до 2 лет - первый период вопросов: "Что это?" 3-й год Появляются те грамматические формы, которые помогают ребенку ориентироваться в отношении к предметам и пространству (падежи), во времени (глагольные времена). Сначала появляется родительный падеж, затем дательный, творительный и предложный. Однако полное овладение падежными формами происходит значительно позже. Появляются многословные фразы, придаточные предложения; к концу года - соединительные союзы и местоимения. 4-5 лет Условная форма придаточных предложений. Длинные фразы. Монологи. Заключительная фаза в развитии языка. Второй период вопросов: "Почему?"
Это очень сжатый и сухой перечень этапов развития детской речи. За каждым из них стоит большая работа и самого ребенка, и окружающих его взрослых людей: ведь совсем не просто научиться произносить слова, которые слышишь! Нужно правильно повторять их за взрослыми - и в этом помогает чрезвычайно сильно развитый у маленьких детей рефлекс подражания - недаром говорят о малышах: "Это такие обезьянки!"

Но мало только повторить слово - нужно тренироваться в его произношении. И ребенок неустанно повторяет: "Мам-ма! мам-ма!" Слушая годовалых детей, мы удивляемся, как это им не надоедает столько раз подряд повторять одно и то же слово?! Здесь детям помогает другой рефлекс - игровой. Многократное повторение слогов и слов - очень увлекательное занятие для малышей, особенно если их кто-нибудь слушает!

Нужно сказать, что ребенок нуждается в аудитории на всех этапах развития речи, но на самых ранних он совсем не может обойтись без нее, и если никто не обращает внимания на малыша, то он умолкает. Вот почему взрослые должны время от времени подойти к ребенку, поговорить с ним, послушать его и показать, что слушают с удовольствием.

Первые слова детей имеют широкое обобщенное значение. Это очень примитивное обобщение, возникающее вследствие того, что ребенок еще плохо различает те предметы, которые называет этим словом. Годовалый Славик словом "ко" обозначал молоко, чашку, нагрудник, который ему надевали при кормлении. Верочка М. в этом же возрасте словом "ням-ням" называла всякую еду и посуду, из которой ее кормили, т. е. все, что имело для нее пищевое подкрепление.

Эти же слова являются пока названием не только такой недифференцированной группы предметов, но и названием действий, которые с ними производят. Та же Верочка, проголодавшись, кричит: "Ням-ням" - т. е. дайте поесть; увидев ребенка, который что-то жевал, она показала на него: "ням-ням!" - "ест".

Годовалая Леночка в разных ситуациях использовала одно и то же слово "мама". Мать уходит из комнаты, и девочка тревожно кричит: "Мама! Мама!" Нашла на полу красную пуговку, подняла ее и восторженно восклицает, обращаясь к матери: "Мама! Мама!" - т. е. приглашает мать полюбоваться. Упала и жалобно хнычет: "Ма-ма-а!" Слово "мама" для Лены не только обращение к определенному лицу, но и обозначение разных действий, которые ребенок ожидает от матери: иди сюда, посмотри, помоги мне и т. д.

В этот период очень важно давать ребенку правильные образцы для подражания. Если малыш слышит речь плохую по артикуляции, грамматически неправильную, то он будет ее усваивать в таком виде, у него будет речь с такими же дефектами.

Многие слова приобретают у малышей совсем не то значение, которое они имеют на самом деле. Когда Игорьку К. было немного больше года, бабушка часто ласкала его, приговаривая: "Один у нас такой хороший мальчик! Один такой милый!" - и обычно брала его при этом на руки. Через некоторое время мальчик стал проситься на руки к взрослым, поднимая руки и повторяя: "Один! Один!" Слово "один" связалось у Игорька с тем, что его брали на руки.

В ясельной группе детей учили надевать и снимать нагрудники, и няня во время этой процедуры ласково спрашивала: "Никак не снять? Никак?" Вскоре дети стали называть нагрудник "никак", слово превратилось в название. Подобные случаи очень часты.

Наблюдения над тем, как слово становится названием предмета или действия, показали, что в этом процессе чрезвычайно помогают манипуляции ребенка с предметами. Вот иллюстрация сказанного.

У Алеши Ш. в 1 год 3 месяца слово "ки" (киса) относилось ко многим предметам - кошке, шапке, меховой шубке, плюшевому мишке и обезьянке, а слово "око" (окно) связывалось с окном, портретом и зеркалом, которые висели на стене. Со всеми предметами, которые назывались первоначально "киса", ребенок производил много действий. Надевая шубку перед прогулкой, он вытягивал руки и всовывал их в рукава, поворачивал шею при застегивании воротника и т. д. Надевание шапки связывалось с другими двигательными актами. Алеша много раз гладил кошку, пытался ее схватить, раза два или три она его оцарапала, - это были ощущения совершенно другого характера, чем при действиях с шубкой и шапкой. С плюшевыми игрушками - мишкой и обезьянкой мальчик играл, беря их на руки, усаживал с собой за стол и т. д. Каждое из этих движений связывалось с определенным словом, которое произносил взрослый. Уже через месяц Алеша стал хорошо различать эти предметы, и они начали обозначаться тоже упрощенными, но уже разными словами: "ки" стало относиться только к кошке, шубка, шапка стали называться "ся", а плюшевые мишка и обезьянка - "мись".

Совсем иначе обстояло дело со словом "окно". В 1 год 3 месяца, и в 1 год 4 месяца, и в 1 год 5 месяцев это слово оставалось обозначением окна, картины, портрета, зеркала.

Ребенок видел висящие на стене предметы, но какие-нибудь активные действия с ними для него были невозможны, а одного пассивного созерцания этих предметов было недостаточно для того, чтобы отличить их друг от друга.

Как видите, для того, чтобы ребенок начал называть словом какой-то определенный предмет, необходимы действия с ним при одновременном назывании предмета.
2007-07-05


Hosted by uCoz