ndex> фотографии, как он сам рос, учился сидеть, ходить. Как много нужно уделять внимания братику или сестричке и как вы вместе будете учить его (ее) всему. Учитывайте нрав первенца, а также то, что он еще мал и не все поймет с ваших слов. Что полезно предпринять в связи с этим?

Приготовьте для старшего подарок как бы от имени новорожденного и преподнесите, когда тот родится.
Поведайте историю его появления (как он рос в мамином животике, как все радовались и ждали встречи с ним), подкрепите рассказ фотографиями, дайте ребенку понять, что вы завели не другого, а еще одного малыша.
Как бы между прочим разыграйте сценки, где есть мама, папа, дети (заяц, зайчиха, двое зайчат), ведь это очень естественно иметь большую семью.
Рассказывайте сказки, где у героя появляется (или есть) брат или сестра, например Сестрица Аленушка и братец Иванушка".


Время и пространство

Как их организовать? Самое трудное то, что малышей практически невозможно привести к единому режиму: кроха только засыпает, а старший проснулся, один хочет есть, второй играть. Однако в таком несовпадении есть и плюсы: можно сделать гимнастику с одним или почитать и порисовать с другим, пока младенец спит. Но если случилось так, что спят оба, бросайте все и тоже ложитесь отдохнуть. Даже 15 минут могут оказаться настоящим спасением, когда силы вас оставляют.

Интересы у детей тоже очень разные: одного нужно вести на площадку кататься с горки и общаться с детьми, а с другим лучше бы пойти в парк, где свежий воздух и тишина. Пройдет не меньше года, прежде чем их интересы немного выровняются. А пока учитесь искать компромисс: сегодня идем на площадку, а завтра в парк собирать шишки и кормить белок (уток, воробьев) тоже очень интересно.

Обзаведитесь прогулочной коляской-паровозиком, которая подходит для малышей-погодков, чтобы ездить дальше ближайшей площадки. Это разнообразит ваши будни и развлечет детей. Если предпочитаете обычную коляску, она должна быть достаточно прочной, чтобы выдерживать двоих: старший обязательно попросится к маленькому. Если старший считает коляску своей, наверняка возникнут трудности, когда вы захотите передать ее другому. Иногда лучше обменяться с кем-то колясками или купить новую, а эту продать. Позаботьтесь, чтобы у крохи тоже были свои вещи, привлекательные для старшего, тогда они смогут меняться.

Идеально научить старшего самостоятельно преодолевать ступени, держась за перила, это очень облегчит ваш выход на улицу. Еще один вариант усадить малыша в кенгуру", а большого в легкую колясочку-трость.

Гуляя, выбирайте места дальше от проезжей части, чтобы старший не выбежал на дорогу, когда вы заняты маленьким. Дома настоящим спасением станет бытовая техника и помощь близких. Снова подумайте о безопасности, освободите дом от лишних и небезобидных предметов: теперь вы не сможете пристально, как раньше, следить за старшим.

Найдите способ занять старшего, пока купаете, кормите или укладываете спать кроху. За игрой намного проще пережить отсутствие маминого внимания. Иногда выручает таз с крупой или песком, где зарыты маленькие предметы, пластилин или тесто, мелки, мытье посуды" и стирка" в ванной, игрушечная аптечка, чтобы обрабатывать куколке пупок и закапывать в носик.

Пока вы кормите грудью малыша, расскажите сказку или почитайте книгу старшему (это всем на пользу). Играя или складывая кубики на полу, маленького держите на руках, когда же он научится хватать, держать один кубик и помогать", кладите его рядом пусть тянется. Объясняя свои действия, вы способствуете развитию детей. Играйте вместе и учите старшего заботиться о младшем: подать пеленочку, погреметь погремушкой, погладить.

Пытайтесь со старшим договариваться: Сейчас я уложу спать твоего братика, поиграй тихонечко, а потом мы будем..." Если не в первый раз, то уж во второй, третий это подействует. Используйте аудиокассеты со сказками (а не телевизор, ведь готовый видеоряд не оставляет места для фантазии).


Ревность

Это главная проблема, с которой сталкиваются родители детей-погодков. Малышу трудно свыкнуться с мыслью, что любовь и восхищение нужно с кем-то делить. В период привыкания ребенок ищет новые способы взаимодействия с окружающим миром, исследует незнакомую ситуацию, пытаясь найти в ней свое место. Возможно, в какой-то момент маме покажется, что у нее два младенца. Скорее всего, старший пожелает доказать вам, что он даже меньше, чем был раньше: тоже хочет, чтобы его укачали (завернули, дали титю", обработали пупок, сделали массаж, пошумели погремушкой), ведь о маленьком больше заботятся, оберегают. Часто старший считает, что его взрослость" источник всех несчастий, будь он меньше, ему уделяли бы так же много внимания. Если есть возможность, не отказывайте ему в этом, он насладится, а потом снова захочет стать большим. Ведь большому" уже можно... есть мороженое, погладить собаку, пойти в дельфинарий, бегать по лужам! Не забывайте это подчеркивать и рассказывать, что кроха мечтает стать таким же большим, красивым и умным, как брат.

К проблеме ревности примыкает вопрос безопасности младшего ребенка. В первое время не оставляйте детей одних дольше двух минут. Желания и намерения старшенького, который еще плохо понимает, что такое хорошо, а что такое плохо", весьма разнообразны. От просто покачать и покормить грецкими орешками" до отнести в роддом", чтобы мама была снова только его. При этом старший улавливает, что вы опасаетесь за младшего и оберегаете его. Все невольные одергивания (не стучи, не шуми, не прыгай здесь, отойди от коляски, осторожнее, он же маленький") старший прочитывает: Я уже не маленький, я уже не так любим, оберегают не меня". Просчитывайте ситуацию, чтобы уберечь малыша, но воздерживайтесь от упреков. Уравновесить положение удается, когда вы умышленно оберегаете" старшего и ругаете маленького (например, если он случайно задел ручкой старшего). Здесь уместно сказать: Не обижай братика (сестричку), он тоже еще маленький, осторожно, не дерись, теперь нужно его пожалеть".

Учите детей любить и общаться. Не запрещайте потрогать, погладить, дать игрушку. Если же, к примеру, мяч окажется прямо на лице крохи, похвалите