Расскажи про них сказку
Расскажи про них сказку
Потом началось увлечение мультфильмами и кукольными постановками - в театре и дома. И, наконец, после трех с половиной лет наступил момент, когда дочка САМА начала придумывать и фантазировать. Абсолютно любые предметы и вещи, предназначенные для конкретных взрослых целей, стали отправляться в сказочные путешествия. Выглядело это довольно забавно. Скалка и терка приходили друг к другу в гости и шли освобождать от злой волшебницы заколдованный половник. Ведь вполне возможно, он и был прекрасным принцем...
Мне было очень интересно слушать детские фантазии. Но все активнее и активнее дочка подключала к ним и меня. "Расскажи ПРО НИХ сказку!" - раздавалось по несколько раз на дню. Они - это было все, что угодно! Мягкие игрушки, кубики или просто полоски цветной бумаги...
Как с ходу придумаешь сказку про цветную бумагу? А если на следующий день снова просят и снова про нее?
Еще одна трудность заключалась в том, что персонажей и сюжет выбирал сам ребенок. А мне приходилось следовать за детской мыслью, угадывать, добавлять что-то свое, не противореча при этом замыслу маленькой сказочницы.
В конце концов я задалась вопросом: как же разыграть сказку, что придумать, чтобы ребенку каждый раз было интересно? И как не дать исчерпаться своей фантазии?
Ведь чаще всего поворот был довольно неожиданным. Например, дочка увидела на небе месяц и звездочку и сразу попросила: "Расскажи, как они подружились". Правда, сюжет развивался только по ее собственным правилам, поэтому девочка бурно протестовала, если я включала, например, еще одного героя, или не того героя, или не тогда включала... Опыт показал, что с этой выдумщицей лучше не спорить (уж очень она расстраивалась), а задавать уточняющие вопросы "по ходу дела" или использовать незаконченные предложения - чтобы ребенок сам их заканчивал, давая следующую отправную точку.
Например:
-И тогда пришел...
- Жираф!
- Да, жираф. И говорит жираф обезьянке: "Давай играть...
-...в прятки"!!!
Вообще, зверушки - самые любимые сказочные герои, про них придумывать можно бесконечно. Но "подпитать" фантазию иногда могут самые неожиданные вещи. Для нас такой "неожиданностью" стала детская карта мира - большая географическая карта, с материками и странами, океанами и морями и со всеми животными, обитающими на земле. Каждый вечер сама собой рождалась новая сказка про кашалота, акулу, броненосца и лемура. Мы находили их на карте, смотрели, кто живет рядом, придумывали приключения.
Причем я заметила, что ребенку одинаково интересны не только собственно сказки, с волшебными превращениями, с добрыми и злыми персонажами, но и истории. Не поучительные и воспитательные, а просто истории - умиротворяющие, добрые и нежные. Какие-то приключения, интересные находки, разговоры, описание игры, приготовление вкуснейшего пирога, какая-то работа... Кстати, и разнообразная информация запоминается гораздо лучше, если она как-то обыгрывается, участвует в сказке. Именно так мы освоили рецепт приготовления запеканки - потому что ее пекли слоненок и верблюжонок, пекли играючи, сначала забыв, а потом вспомнив о муке и сахаре. Зато теперь мой ребенок никогда не путает ингредиенты. И совсем необязательно, чтобы главные роли исполняли именно животные. Так у нас была запрошена сказка про две ложки или две конфеты! И тогда на помощь фантазии пришла идея превращений. Бумага и ложки легко превратились в лодочки. К ним, правда, потребовалось сделать море, волны и рыбок. А в следующий раз они стали самолетиками. Но и лодочки, и самолетики вели разговоры, попадали в сказочные ситуации и искали выход из сложных положений.
А еще очень удобно оказалось переносить место действия сказки в пластилиновую страну! В ней персонажи меняли цвет, форму, да и содержание, превращались в кого-то другого, появлялись из ниоткуда по ходу действия сказки... Почти так же, как в известном мультфильме про пластилиновую ворону.
Но самой замечательной идеей оказалось включение в ежедневные сказки-истории так называемого "сквозного героя" - героя, который каждый день либо рассказывает очередную сказку, либо сам становится ее главным персонажем. У нас с такой задачей прекрасно справился Слоненок. Ведь, кроме всего прочего, присутствие сквозного героя создает у ребенка ощущение постоянства, стабильности. Наподобие ежевечерней колыбельной, которую дети просят спеть несколько раз подряд...
Например, в моем детстве таким ежедневным сказочным персонажем был гномик Гоша. Приходил он поздно-поздно ночью, я его никогда не видела, но каждый вечер строила ему домик из конструктора, кроватку, где он мог бы спать, и обязательно писала ему письмо. Он исправно отвечал и иногда приносил маленькие подарочки... Игра в эту сказку продолжалась несколько лет, даже когда я пошла в школу. И родители до сих пор хранят мои первые письма маленькому гномику...
Когда взрослый придумывает сказку для своего ребенка, у него появляется уникальный шанс внушить своему малышу что-то важное, рассказать именно о том, что его волнует. Ведь замечено, что с помощью притч и иносказаний понимание приходит быстрее и легче... Ребенок все равно сможет уловить скрытый смысл и запомнит его гораздо лучше, чем после сотни нравоучений. Поэтому в сказку легко можно вставить непридуманную историю - скажем, из области отношений между детьми или между родителями и детьми. В моем случае родители могли вложить свои мысли в письма от гномика Гоши, мнение которого для меня было очень важно.
В заключение хочется сказать, что иногда бывает очень интересно представить себе, что все предметы, игрушки и вещи живут своей жизнью, у каждого - свой характер и проблемы. Иными словами - посмотреть на мир глазами ребенка. И когда малыш принесет вам две веточки и попросит рассказать про них сказку, вы уже точно угадаете, о чем она должна быть...
Мария Говтвань
Мне было очень интересно слушать детские фантазии. Но все активнее и активнее дочка подключала к ним и меня. "Расскажи ПРО НИХ сказку!" - раздавалось по несколько раз на дню. Они - это было все, что угодно! Мягкие игрушки, кубики или просто полоски цветной бумаги...
Как с ходу придумаешь сказку про цветную бумагу? А если на следующий день снова просят и снова про нее?
Еще одна трудность заключалась в том, что персонажей и сюжет выбирал сам ребенок. А мне приходилось следовать за детской мыслью, угадывать, добавлять что-то свое, не противореча при этом замыслу маленькой сказочницы.
В конце концов я задалась вопросом: как же разыграть сказку, что придумать, чтобы ребенку каждый раз было интересно? И как не дать исчерпаться своей фантазии?
Ведь чаще всего поворот был довольно неожиданным. Например, дочка увидела на небе месяц и звездочку и сразу попросила: "Расскажи, как они подружились". Правда, сюжет развивался только по ее собственным правилам, поэтому девочка бурно протестовала, если я включала, например, еще одного героя, или не того героя, или не тогда включала... Опыт показал, что с этой выдумщицей лучше не спорить (уж очень она расстраивалась), а задавать уточняющие вопросы "по ходу дела" или использовать незаконченные предложения - чтобы ребенок сам их заканчивал, давая следующую отправную точку.
Например:
-И тогда пришел...
- Жираф!
- Да, жираф. И говорит жираф обезьянке: "Давай играть...
-...в прятки"!!!
Вообще, зверушки - самые любимые сказочные герои, про них придумывать можно бесконечно. Но "подпитать" фантазию иногда могут самые неожиданные вещи. Для нас такой "неожиданностью" стала детская карта мира - большая географическая карта, с материками и странами, океанами и морями и со всеми животными, обитающими на земле. Каждый вечер сама собой рождалась новая сказка про кашалота, акулу, броненосца и лемура. Мы находили их на карте, смотрели, кто живет рядом, придумывали приключения.
Причем я заметила, что ребенку одинаково интересны не только собственно сказки, с волшебными превращениями, с добрыми и злыми персонажами, но и истории. Не поучительные и воспитательные, а просто истории - умиротворяющие, добрые и нежные. Какие-то приключения, интересные находки, разговоры, описание игры, приготовление вкуснейшего пирога, какая-то работа... Кстати, и разнообразная информация запоминается гораздо лучше, если она как-то обыгрывается, участвует в сказке. Именно так мы освоили рецепт приготовления запеканки - потому что ее пекли слоненок и верблюжонок, пекли играючи, сначала забыв, а потом вспомнив о муке и сахаре. Зато теперь мой ребенок никогда не путает ингредиенты. И совсем необязательно, чтобы главные роли исполняли именно животные. Так у нас была запрошена сказка про две ложки или две конфеты! И тогда на помощь фантазии пришла идея превращений. Бумага и ложки легко превратились в лодочки. К ним, правда, потребовалось сделать море, волны и рыбок. А в следующий раз они стали самолетиками. Но и лодочки, и самолетики вели разговоры, попадали в сказочные ситуации и искали выход из сложных положений.
А еще очень удобно оказалось переносить место действия сказки в пластилиновую страну! В ней персонажи меняли цвет, форму, да и содержание, превращались в кого-то другого, появлялись из ниоткуда по ходу действия сказки... Почти так же, как в известном мультфильме про пластилиновую ворону.
Но самой замечательной идеей оказалось включение в ежедневные сказки-истории так называемого "сквозного героя" - героя, который каждый день либо рассказывает очередную сказку, либо сам становится ее главным персонажем. У нас с такой задачей прекрасно справился Слоненок. Ведь, кроме всего прочего, присутствие сквозного героя создает у ребенка ощущение постоянства, стабильности. Наподобие ежевечерней колыбельной, которую дети просят спеть несколько раз подряд...
Например, в моем детстве таким ежедневным сказочным персонажем был гномик Гоша. Приходил он поздно-поздно ночью, я его никогда не видела, но каждый вечер строила ему домик из конструктора, кроватку, где он мог бы спать, и обязательно писала ему письмо. Он исправно отвечал и иногда приносил маленькие подарочки... Игра в эту сказку продолжалась несколько лет, даже когда я пошла в школу. И родители до сих пор хранят мои первые письма маленькому гномику...
Когда взрослый придумывает сказку для своего ребенка, у него появляется уникальный шанс внушить своему малышу что-то важное, рассказать именно о том, что его волнует. Ведь замечено, что с помощью притч и иносказаний понимание приходит быстрее и легче... Ребенок все равно сможет уловить скрытый смысл и запомнит его гораздо лучше, чем после сотни нравоучений. Поэтому в сказку легко можно вставить непридуманную историю - скажем, из области отношений между детьми или между родителями и детьми. В моем случае родители могли вложить свои мысли в письма от гномика Гоши, мнение которого для меня было очень важно.
В заключение хочется сказать, что иногда бывает очень интересно представить себе, что все предметы, игрушки и вещи живут своей жизнью, у каждого - свой характер и проблемы. Иными словами - посмотреть на мир глазами ребенка. И когда малыш принесет вам две веточки и попросит рассказать про них сказку, вы уже точно угадаете, о чем она должна быть...
Мария Говтвань
2007-08-14
Предыдущие новости:
Детский праздник или праздник вместе с детьми | Иммунитет, словно крепость | Лечение различных видов стоматита у детей | Питьевой режим во время беременности | Чудо рождения | Домашний стадион | Как назвать ребенка. Несколько советов родителям | У страха глаза велики... | Меню для маленьких "нехочух" | Четыре столпа успешных родов |
Детский праздник или праздник вместе с детьми | Иммунитет, словно крепость | Лечение различных видов стоматита у детей | Питьевой режим во время беременности | Чудо рождения | Домашний стадион | Как назвать ребенка. Несколько советов родителям | У страха глаза велики... | Меню для маленьких "нехочух" | Четыре столпа успешных родов |