> и его потребностях и направлено на выздоровление. Есть дети, использующие другой способ. Они требуют дополнительной любви и внимания от своих матерей, которые ухаживают за ними в течение болезни, они становятся требовательными, и привередливыми. Поступая так, они возвращаются в эмоциональное состояние первого года жизни, когда материнская любовь и внимание к ребенку имели важнейшее значение с точки зрения защиты последнего от боли, повреждений и саморазрушения.
Советы родителям
1. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя защищенным.
Мама и папа, находясь рядом с больным ребенком, не только освобождают его от тревоги и страха, оказывают конкретную помощь, но и разделяют с ним боль и страдание. Любимые игрушки, мультфильмы, книжки отвлекают его от неприятных ощущений.
2. Нельзя в воспитательных целях пугать ребенка болезнью, а также врачами.
Во время болезни такой страх может полностью подчинить себе психику ребенка и выработать агрессивную установку на врача.
3. Необходимо поощрять ребенка в его усилиях справиться с болезненными и неприятными ощущениями, хвалить за терпение это может помочь сформировать такие качества как самоконтроль, уверенность в себе.
4. Не допустимо отрицательное отношение к эмоциям больного ребенка по типу «Стыдно плакать и бояться».
5. Должна быть реакция на переживания детей: надо обсуждать с детьми причины возникновения болезни, методы лечения и ощущения ребенка, давать ему посильную для него информацию о болезни и лечебных процедурах, отвечать на его вопросы.
6. Нельзя перекладывать на ребенка ответственность за появление болезни, внушать ребенку чувство вины «не слушался маму, не мыл руки» и т.д.
7. Не стоит принуждать больного ребенка есть. В последнем случае даже легкое короткое заболевание может оказаться начальной точкой для серьезных и длительных трудностей, связанных с едой.
8. Так как для детей один из тяжелых моментов в болезни это ограничение в движении, не стоит укладывать их в кровать в тех случаях, когда это возможно. Хорошо известно, что, по крайней мере, при домашнем уходе, детей с не слишком серьезными заболеваниями невозможно постоянно удерживать в постели или они не лежат там спокойно.
Опыт страдания и страха, который дети приобретают во время болезни, может на всю жизнь нанести ребенку психическую травму. И в то же время, именно он может научить терпению, состраданию и сопереживанию, сделать добрее и сформировать желание помогать слабым и попавшим в беду. Как все произойдет в конкретном случае зависит от нас - окружающих ребенка взрослых.
Эльвира Голяшева