было не только почетным, но еще и выгодным делом. И супруги старались. Считалось возможным повлиять на результаты родов разными магическими средствами. Соответствующие меры принимались с самого начала супружеской жизни — еще на свадьбе. Так, когда молодые приезжали от венца и садились за стол, невесте на колени было принято сажать ребенка. Это должно было обеспечить рождаемость детей в молодой семье. Ребенок этот обычно был младший брат или сестра жениха. Если же у него таковых не было, сажали еще какого-нибудь его родственника: племянника и т. п. Пол этого ребенка должен был соответствовать полу желаемого первенца у молодоженов. Если хотели мальчика, на колени невесте сажали мальчика, если же девочку (хотя предпочтение оказывалось мальчикам, разумеется, бывало и такое) — невеста брала девочку.

Согласно представлениям об «идеальном» браке, зачатие должно произойти именно в первую брачную ночь, и к концу первого года брака ожидался первый ребенок. Поэтому-то на свадьбе и предпринимались разные действия для «планирования семьи» и — уже со стороны невесты — различные «контрацептивные меры»: например, невеста, сидя за свадебным столом, должна была подложить под себя столько пальцев, сколько лет она не хотела рожать (делалось это в тайне от родителей жениха, которые, как правило, стремились к скорейшему пополнению семейства).

Разумеется, особое значение придавалось тому, как пройдет первая брачная ночь. Она была кульминацией, пиковым моментом, центром свадьбы. Сама свадьба длилась не менее двух дней, при этом гости часто даже не расходились домой, а оставались ночевать у хозяев, а иногда и вовсе не спали, а продолжали пировать. Молодых, естественно, уводили спать в отдельное помещение. Однако это было совсем не столь очевидно, как для современного городского жителя: деревенская изба, даже самая большая, состоит и всегда состояла из одной-двух комнат, в которых жила вся семья, а семьи были не в пример современ