index>быть готова придумать множество вариантов выхода из данной проблемы. Например. 1. Отвлечь: «Давай, мы сейчас пойдем с тобой кататься на качельках, а твое ведерко и совочек дадим Машеньке. Она будет с ними играть, и их охранять! Когда мы вернемся, она тебе все вернет». 2. Предложить обмен игрушками. 3. Придумать ситуацию, включающую поочередное владение вожделенным предметом: «Давайте украсим песочницу куличиками в форме ведерка. Три куличика на половине Саши и три куличика на половине Маши. Делать и любоваться будем по очереди». В конце обязательно похвалить: «Ай, какие мы все молодцы!».

И так далее... Ваша фантазия, исходя из конкретной ситуации, подскажет Вам множество других вариантов. Однако, если Ваш ребенок сегодня не соглашается ни на какой компромиссный вариант, не стыдите и не ругайте его. Вы можете просто громко сказать: «Извини Машенька, Саша сегодня хочет поиграть сам, но он обязательно поделится с тобой в следующий раз!». Всегда поощряйте ребенка, когда он готов делиться своими игрушками с другими детьми и идет с ними на контакт. Не считайте это как нечто само собой разумеющееся. Такая форма поведения для данного возраста является достижением и достойна поощрения со стороны взрослых (для ее закрепления). И помните, что до четырех—пяти лет маленькие дети не могут самостоятельно длительно играть, мирно взаимодействуя друг с другом. Если Вы потеряете бдительность, то я Вас уверяю, что мирно соседствующие малыши вскоре разревутся от обиды и негодования.

Конфликты малышей

Кроме проблемы, как научить ребенка делиться, у родителей детей этого возраста (с года до трех) может возникать и противоположная проблема, как научить его защищаться. Часто, у ребенка, не имеющего опыта общения с другими детьми, сверстники с легкостью забирают игрушки и помыкают им. Мой сын от такого обращения вначале приходил в замешательство, потом в слезах бежал ко мне и просился на руки, ато и закатывал истерики.<