ndex> и живо мною интересовались. Я помню также, что каждый миг моих жизненных впечатлений был для меня очень важен. Я чувствовала, что лучше держаться того, что важно для меня, хотя это могло показаться глупым и нелогичным.

Психологическая сущность игры

Все дети любят играть. Игры - это не только приятное провождение времени, они необходимы для полноценного физического, психического и социального развития ребенка. Рассмотрим их основные функции и признаки. Итак, игра:

Для ребенка игра - серьезное, полное смысла занятие. Это вещь в себе.

Существует множество классификаций игр

Одни из них подразумевают максимальное насыщение сенсорными ощущениями (плескаться в воде, без конца собирать цветы, рвать травинки - и все это только ради насыщения новыми чувствами).

Другие игры предполагают постоянную смену положения тела - моторные ощущения - они дают ребенку возможность почувствовать себя, свои физические возможности. В играх можно нарушать личную дистанцию, вступать в телесный контакт с партнером, бороться - словом, узнать, что такое другой чей. Дети с первых лет жизни включались в деятельность взрослых, практически усваивая способы добывания пищи и употребления примитивных орудий. Игры, отделенной от труда, не существовало. До сих пор этот период проявляется в моменты, когда малыши собирают всякую всячину и складывают к себе в кармашки, или создают "клады", которые с таким удовольствием "разоряют" родители!

При переходе к охоте, скотоводству и мотыжному земледелию возникают такие орудия труда и такие способы производства, которые неподготовленные к тяжелой работе выполнять не могут. Появляется общественная потребность в подготовке будущего охотника, скотовода и т.п. Взрослые изготовляют для детей уменьшенные орудия (ножи, луки, пращи, удочки, арканы), которые являются точными копиями орудий взрослый. Игра служит макетом, на котором овладевают способами употребления орудий и отрабатывают полезные навыки для будущей профессии. В таком обществе еще нет школы как специального учреждения, поэтому взрослые всячески содействуют играм-упражнениям и играм- соревнованиям детей. Орудия труда, становясь игрушками, теряют свои основные функции, сохраняя лишь внешнее сходство. Так появляется изобразительная игрушка. Вот откуда берут начало все игрушечные лопатки, топорики, формочки "для выпечки" из песка:

Происходит дальнейшее усложнение орудий труда и связанных с ними производственных отношений. Усложнение орудий труда приводит к тому, что дети оказываются не в состоянии овладеть их использованием в играх- упражнениях с уменьшенными моделями. На этой ступени развития общества возникает новый вид игры - ролевая игра (см. выше). В ней дети удовлетворяют свою основную социальную потребность - стремление к совместной жизни со взрослыми. Им уже недостаточно участия в труде взрослых. Дети объединяются и организуют особую игровую жизнь, воспроизводящую в основных чертах социальные отношения и трудовую деятельность взрослых людей: еще живы в памяти гипертрофированные формы ролевых игр "тимуровцы" и <