школьный ранец перед учительницей со словами: «Оставьте его себе, я больше в школу не приду». А потом всем, родителям и учительнице, стоило определенных усилий, чтобы отправить ребенка снова в школу».

Все эти случаи требуют особого подхода, а нередко и специальной психологической и педагогической работы. Однако никакой, даже самый лучший, психолог или педагог не сможет ничего сделать без активного участия родителей. Вот некоторые общие советы, которые могут вам помочь в решении этих проблем:

признайте право ребенка на ошибку, научите его относиться к ошибкам и неудачам как к тому, что неизбежно, когда учишься чему-то новому (главное сами так относитесь к его, да и к своим ошибкам); научите его, анализируя эти ошибки, использовать их для того, чтобы лучше понять материал. Находя ошибки и обучаясь исправлять их, ребенок учится контролировать себя, у него формируется правильное отношение к собственной деятельности, развиваются навыки саморегуляции и самоконтроля;

научите ребенка видеть причины своих успехов и неудач в себе самом, понимать эти причины и исправлять их;

постоянно показывайте ему, что он сумеет преодолеть любые трудности, что вы уверены в нем; и одновременно пусть он чувствует, что вы его защита и опора, вы всегда поймете его и поможете ему; пусть ваш первоклассник чувствует, что вы и понимаете его трудности, и верите в него, и обязательно поможете ему справиться с ними;

помогайте ему рассчитать свои силы. Не давайте ему слишком долго заниматься и в то же время сделайте так, чтобы он с самого начала привык отводить домашним урокам достаточно заметное место в его жизни;

постарайтесь обеспечить ребенку спокойный и в то же время привычный для него образ жизни; пусть посещение школы и выполнение уроков будет единственным, чем отличается прежний распорядок жизни от нового; если ребенок не привык к жесткому режиму дня, не следует вводить его, достаточно лишь выделить определенное время для приготовления уроков и