Кто за мною повторяет?



Кто за мною повторяет?

Соня, очаровательная блондинка 22 месяцев от роду, - настоящая фея домашнего очага. Чтобы в этом убедиться, достаточно понаблюдать, как старательно она загружает свои испачканные вещички в стиральную машину, затем вынимает их из бака и кладет в сушку. "У меня отличная ученица! - радуется ее мама. - Она совершенно самостоятельно и очень четко поняла, что нужно сделать, чтобы грязное белье превратилось в чистое".

В нашей ежедневной жизни мы не слишком-то и обращаем на это внимание, но факт остается фактом: малыши с очевидным удовольствием повторяют малейшие наши жесты. Делать все, как мама, повторять за папой каждый его шаг - это же настоящее наслаждение! Основы этой игры, которая у ребятишек становится необычайно популярной начиная с 2-летнего возраста, знакомы каждому ребенку уже с самого рождения. Подражание - одно из самых первых умений любого младенца, так как оно необходимо ему, просто чтобы выжить. "В материнской утробе ребенок существовал как настоящее земноводное, - объясняет французский психолог и психоаналитик Гарри Иферган. - А после рождения ему приходится срочно адаптироваться в совершенно новой для него среде. Что же он делает? Он имитирует окружающих - вспомните, как Тарзан карабкался по лианам и подражал обезьяньим крикам, чтобы остаться в живых". Уже в роддоме, отвечая на взгляд матери, младенец учится вступать с нею в отношения. А несколько месяцев спустя, погрузившись в речевую среду, он произносит свои первые слова. Вы замечали, с каким огромным вниманием малыш следит за движениями наших губ, чтобы потом повторить "ма-ма-ма"? Что это, как не добросовестная попытка воспроизвести то, что он слышит? И пусть его речевые возможности пока еще невелики и наше "Здравствуй, солнышко, как твои дела?" превращается в "да-да-да, та-та-та" - его благие намерения налицо!

Если привычка повторять за взрослыми укореняется в детском поведении уже в колыбели, то золотая пора для игр-подражалок по-настоящему наступает в возрасте двух лет. Именно в это время, как объясняют психологи, ребенок приобретает способность превращать свои впечатления в символы, то есть представлять себе отсутствующий предмет, а также воображать ситуации, в которых он на самом деле еще не участвовал. Отныне, если мама отсутствует, он может самостоятельно развлекаться, воспроизводя игры, в которые обычно играла с ним она. И именно в этот период мы обнаруживаем в наших детях талант прирожденных имитаторов, повторяющих малейший из наших жестов, запоминающих самую неуловимую нашу интонацию.


Подражаю - значит, существую!

"Когда дочка возвращается из сада, она сразу бежит к своему маленькому братишке, - рассказывает мама 3-летней Маши. - Она закрывается с ним в детской и начинает играть в маму, то есть в меня. Поразительно, но я узнаю свой собственный голос и интонации, как будто кто-то записал меня на магнитофон!" Психологи подчеркивают, что такие игры для развития малышей необычайно важны, так как они учат ребенка переводить визуальную информацию на ментальный уровень, то есть осмысливать ее, что впоследствии очень понадобится для выработки навыков речи и письма.

Это имитаторство, так забавляющее малышей (да и взрослых, кстати, тоже), является одним из важных результатов их психологического созревания. "Ребенок в возрасте от 2 до 4 лет способен подражать маме и папе только благодаря тому, что он уже понял, что не составляет с ними единого целого. Этот период взаимопроникновения закончился, и именно поэтому малыш может восхищаться родителями и им подражать", - объясняет французский психолог Гислен Шпелкер-Бена. Иными словами, ребенок рассуждает примерно так: "Мы с мамой очень близки, но я - не она, а потому я могу хотеть ею быть". Или так: "Я делаю все как папа, следовательно, я не он!"

Эти на первый взгляд легкомысленные игры помогут маминым и папиным миниатюрным "копиям" определить контуры их собственной личности, подобно тому как мы на ощупь исследуем пространство, передвигаясь по темной комнате. В этот период жизни взрослые для детей - всемогущие боги. И самые привлекательные примеры для подражания. Именно в этом возрасте вы наверняка услышите из детских уст: "Мой папа - самый сильный, а мама - самая красивая. Когда я буду большой, я буду как они". Кому из нас не случалось наблюдать, как наше чадо, завладев телефонной трубкой, с очень важным видом вещает в нее: "Да-а... Конечно... Ну, договорились... Я перезвоню..." Вот так, играя, дети вступают в "большую" жизнь. Чувствуя себя такими беззащитными в мире взрослых, они пытаются присвоить себе немного нашей, как им кажется, безграничной власти при помощи маминой губной помады или папиного молотка...


Роли для девочек и мальчиков

Примерно в возрасте трех лет начинается пора эдипова комплекса: ребенок осознает свою принадлежность к определенному полу, и для него наступает период гиперженственных или супермужественных игр. Маленькие леди бесконечно вертятся перед зеркалом, а маленькие джентльмены читают газеты (пусть иной раз и вверх ногами) и норовят отправиться в детский сад в папином галстуке. Ведь существует столько средств, чтобы утвердить свою половую принадлежность! "Иногда моя дочка принимается играть в меня, - рассказывает мама 3,5-летней Ани. - Для начала она повязывает себе на шею мой платок, который "пахнет мамой", надевает мой плащ, а иногда даже пытается натянуть мой бюстгальтер. После чего спрашивает меня: "Ну что, я красивая?"

Если ваша дочь без ума от блестящих заколок и требует, чтобы ей непременно надели платье в цветочек, то это прежде всего потому, что ей необходимо проверить силу своего женского очарования. Женские качества можно испытать и на бесконечно протираемом тряпкой столе, и на папиной рубашке, которую так здорово гладить игрушечным утюгом. Вниманию феминисток: девочка, которая увлеченно возит веником по ковру, имеет все шансы впоследствии стать блестящей бизнес-леди. "Девочки стараются для папы, чтобы стать в его глазах самыми лучшими. Подобные виды деятельности кажутся им очень женственными, а оттого и привлекательными, - объясняет Гислен Шпелкер-Бена. - А мамы, когда их дочки вступают в этот возраст, должны им показать, что можно одновременно заниматься глажкой рубашек, любить книги, быть красиво причесанной и совершенно неотразимой!"

Итак, девочкам больше по вкусу "дочки-матери" и светские обеды с участием собственных кукол, ну а мальчики предпочитают игры в стиле экшн, подбирая для них самый "мужественный" реквизит (прекрасно подойдет набор слесарных инструментов или какие-нибудь запчасти из папиного гаража). Если 5-летний труженик без устали стучит молотком по водопроводной трубе, постарайтесь понять его правильно: тем самым он утверждает (и еще как серьезно!) свою мужскую сущность.

Впрочем, стереотипы мужского и женского поведения не всегда так четки и ясны, многое зависит от тех примеров, которые дети ежедневно наблюдают у себя дома. "Наш папа уникален тем, что очень любит готовить, - рассказывает Вероника. - Поэтому двое наших сыновей обожают "вымешивать" что-нибудь в кастрюле, а на Новый год даже потребовали подарить им по фартуку! " Встречаются и другие ситуации. "Мне часто приходится работать дома, - рассказывает Рената, художник по костюмам. - Мой сын часто видит меня за шитьем. И самая заветная его мечта - это научиться шить! Он даже попросил меня купить ему швейную машинку. Естественно, я ему объяснила, что многие известные кутюрье - мужчины".

В социальном плане многим из нас кажется не совсем нормальным, если мальчик копирует собственную маму. Но беспокоиться тут совершенно не о чем. Если ваш малыш в один прекрасный день решил поиграть в девочку, влез в ваши "лодочки" и размалевал лицо губной помадой - это вполне нормально. "Это всего лишь небольшие экскурсии в женский мир. Как правило, мальчики подражают мамам лишь для того, чтобы выяснить, что такое другой пол. Когда они более или менее точно определили для себя все его выгоды и недостатки, они спокойно возвращаются к своим обычным "мужским" занятиям. И, кстати, часто принимаются высмеивать девчоночьи игры", - утверждает Гислен Шпелкер-Бена. Разумеется, если маленький мальчик берет пример исключительно с собственной мамы, уместно задать себе некоторые вопросы. Достаточно ли ребенок видит собственного папу, чтобы получить возможность идентифицировать себя с ним? И есть ли у папы время, чтобы поиграть с сыном в настоящие "мужские" игры?


Лекарство от страхов

Наблюдение за играющими детьми порой приносит неожиданные сюрпризы. Взять, к примеру, бедняжек кукол, которые ежедневно терпят от собственных владелиц грандиозные выволочки и порки практически на грани садистских! Их шлепают, таскают за ноги и лишают сладкого безо всякой жалости и снисхождения! Успокойтесь, и это нормально: девочки всего лишь проигрывают на максимальной эмоциональной мощности уже знакомые им ситуации. Всякий раз, когда их самих отчитывают за неподходящее поведение, они устраивают профилактический разнос собственным куклам. В возрасте 2-3 лет ребенку довольно сложно смириться с ограничениями, научиться слушаться старших. Необходимость подчиняться порождает в них некоторые агрессивные импульсы, от которых дети освобождаются, играя в злых родителей. Такие утрированные сценки помогают малышам усваивать родительские запреты. То же относится и к очень популярным играм в воспитательницу детского сада. "У меня двое детей - 3-й 5-летнего возраста, - рассказывает одна мама. - Они очень любят играть в детский сад: рассаживают кукол на полу, а потом я слышу, как они кричат в своей комнате: "Эй, ты, в заднем ряду! Вон отсюда! Иди в угол и стань столбом!" И мне становится не по себе: неужели с ними так ужасно обращаются?" Совсем необязательно, утешают психоаналитики. Ведь игры подобны снам наяву: приглядевшись, в них можно обнаружить частички детских страхов, комплексов и конфликтов, пережитых малышами в течение дня. Воспитательница перенервничала и обошлась с детьми не совсем справедливо? Они вновь проиграют эту сцену с необычайной жестокостью, чтобы возместить собственные потери от пережитого ими страдания и испытанного чувства несправедливости. Игры в доктора также очень полезны, чтобы вновь проработать некоторые непростые для ребенка ситуации. Часто болеющий малыш будет "прописывать" своим куклам ужасные уколы и микстуры с невообразимым вкусом. "Такие игры - это своего рода терапия, - объясняет Гислен Шпелкер-Бена. - Дети имеют возможность воспроизвести все эти пугающие их ситуации без малейшего чувства вины, так как в игре все происходит "понарошку". Психологи настаивают на том, что стыдить детей, которые проявляют жестокость в подобных играх, совершенно бессмысленно. Вместо того чтобы одергивать ребенка: "Ты - злюка, немедленно прекрати это!", лучше заметить с улыбкой: "Вот это да! Ну и досталось же сегодня твоей кукле!"


Репетиция будущего

Дети обожают копировать взрослых, но и им самим ужасно нравится, когда взрослые подражают им. В хит-параде детских развлечений игра "Я буду учителем, а ты - учеником" неизменно занимает первую строку. Четырехлетний Паша и шестилетний Валентин - страстные ее поклонники. "Они сажают меня на маленький стульчик, - рассказывает их папа, - и мне надо изображать из себя рассеянного мальчика. Я то и дело роняю на пол карандаши, фломастеры и альбом и извиняюсь тоненьким голоском: "Я не-наро-о-очно!" - а они покатываются от смеха". Годам к 5-6 репертуар маленьких актеров обогащается гораздо более сложными сценариями, включающими в себя базовые элементы социальных отношений, правила вежливости, понятие авторитета... Дети примеряют на себя свою будущую роль члена общества, играя в доктора, продавца, почтальона или директора банка! "На самом деле это настоящая генеральная репетиция той социальной игры, в которой они впоследствии будут участвовать", - размышляет Гислен Шпелкер-Бена. "Я пошла в магазин", "Мне надо на работу", "Мне нужно переодеться для вечеринки" - по значимости такие сценарии уже не сравнить с простым переодеванием пупсика.


Мир в миниатюре

Игры с элементами подражания взрослым содержат в себе и другие возможности для развития ребенка. Например, готовя обед для собственных кукол, девочки невольно усваивают правила пищевой гигиены, о важности которой сегодня так много говорят ученые. Маленькие "мамы", как правило, тщательно составляют "диетически сбалансированное" меню. "Нет, Лялечка, - объясняет Полина своей кукле, - пирожное тебе сегодня нельзя. Надо кушать морковку и салат, потому что в нем много витаминов". Вот вам еще один способ разрешения внутреннего конфликта: "Я не люблю морковку, но я должна ее есть". А в один прекрасный день маленькие поварята и домоправительницы уберут тарелки со стола, возьмут в руки губку и попытаются вымыть посуду, чтобы помочь нам уже не понарошку, а на самом деле. И вполне может быть, что, понастоящему вступив на арену взрослых дел, они и вправду полюбят полезную морковку...


Азбука подражания

При рождении: у младенца уже есть представление об устройстве собственного тела, ведь он ощущал его, еще находясь в материнской утробе. Появившись на свет, он попытается повторить выражение маминого лица. Родители тоже будут воспроизводить его мимику: таращить глаза, улыбаться... Так ребенок и будет двигаться вперед- читая, как в зеркале, на лицах других людей свое собственное выражение.

36 часов: исследователи установили, что даже в таком незначительном возрасте ребенок может имитировать выражение радости, грусти или удивления.

3 недели: ребенку показать язык, он в ответ покажет свой (подтверждено научным экспериментом).

К 3 месяцам: малыш способен воспроизвести всю мимику человеческого лица, а также движения головы.

После 3 месяцев: он временно отвлекается от людей, чтобы открыть для себя мир предметов. С 9 месяцев: ребенок желает завладеть некоторыми атрибутами взрослой" жизни (телефон, расческа, зубная щетка... и пытается ими пользоваться. Примерно в 2 года: он участвует в жизни семьи, копирует родителей и при этом утверждает, что все делает "по-взаправдашнему".

После 3 лет: ребенок осознает, что может что-то делать "понарошку". Наступает "эра подражания".


Софи Каркен
2007-05-16


Hosted by uCoz