Акушерство - как это понимали в начале прошлого столетия



Акушерство - как это понимали в начале прошлого столетия

Акушерство - наука, изучающая физиологические и патологические явления в женском организме от момента зачатия до окончания послеродового периода, в отношении к матери и плоду. Вместе с тем акушерство указывает средства, содействующие нормальному течению этих явлений и регулирующие их отклонения от нормального типа. Таким образом, акушерство - наука, преследующая также и чисто практичестая цели. Как таковая, она во многих случаях предписывает самые разнообразные ручные приемы и выражается как повивальное искусство (ars obstetricia).

Как искусство, акушерство имеет такую важность для общества, что во многих цивилизованных государствах оказывать акушерскую помощь разрешено только врачам, получившим специальную подготовку; другим же врачам предоставляется только диететическое и терапевтическое лечение беременных, рожениц и родильниц в случаях, не требующих особого оперативного вмешательства, а акушеркам разрешен лишь элементарный уход при родах. Впрочем, по новейшим постановлениям в Германской империи, ни один врач не может приобрести права практиковать, пока он не докажет своей достаточной подготовки по акушерству.

В России во всех медицинских факультетах и медицинской академии студенты обязательно должны заниматься теоретически и практически акушерством четыре семестра и на лекарском экзамене должны выдержать удовлетворительно испытание по теоретическому и практическому акушерству. Наука акушерства не должна быть рассматриваема, как отдел внутренней медицины или хирургии. Для специального изучения его требуются не только познания, черпаемые в упомянутых двух науках, но знакомство с целым рядом специальных сведений, ничего общего с другими отраслями медицины не имеющих. Вот почему изучение акушерства обусловливает существование особой клиники, в которой после предварительной подготовки в медицинской и хирургической клиниках преподается патология и терапия родильного периода. Практические упражнения в производстве акушерских операций выполняются на так называемом фантоме. Производство их показуется, если требуется ускорить течение родов вследствие слабости, астмы, кровотечения у роженицы и вообще вследствие причин, при которых усилия изгнать плод силами одной матери не достаточны и связаны даже с опасностью для ее жизни; они также показуются, если величина плода или узкость таза затрудняют выхождение плода наружу или же если положение плода делает невозможным прохождение его через родовые пути матери, наконец в случаях, когда в общих для матери и плода органах существуют уклонения от нормы, угрожающие опасностью кому-либо из них, или им обоим, напр. при слишком плотных околоплодных оболочках, чрезмерно длинной или короткой пуповине, узлах, выпадениях, разрывах ее и т. под. История акушерства тесно связана с историей медицины вообще, хотя до XVIII стол. оно стояло на далеко низшей степени развития, чем остальные отделы врачебной науки, так как на его долю выпала еще большая борьба с предрассудками и невежеством.

Уже в самых древнейших письменных памятниках человеческой истории, в священных книгах индусов, египтян и евреев упоминается об акушерках, как особом классе специалисток, а у греков и римлян многие богини почитались, как покровительницы рожениц. Только около середины IV столетия до Р. X. греческие роженицы впервые начинают прибегать к помощи мужчин. Гиппократ написал очень много сочинений о родах и акушерстве вообще, в которых он проявил свой гений великого наблюдателя, хотя в практическом акушерстве он установил мало правил, которые не нуждались бы в исправлении. Из позднейших врачей, оставивших сочинения по акушерству, следует назвать Цельзия, Галена, Мошиона, автора III стол., руководствовавшегося в своих сочинениях Soranus'ом (сочинения которого, к сожалению, утеряны), Аэция Амедийского (VI ст.) и Павла Эгинского (VII ст.) В средние века акушерство, как и все науки, было в совершенном пренебрежении. Арабские врачи развивали только ложные воззрения греческих авторов, оставив без всякого внимания, что было здравого в сочинениях их предшественников. В западной Европе эта наука была предоставлена грубой эмпирии монахов и акушерок. Только в XVI в. она вновь привлекает внимание ученых врачей: в 1513 году появилось первое, снабженное рисунками, руководство по акушерству Евхария Ресслина: "Цветник беременных женщин и акушерок"; за ним последовали сочинения Якова Руфа в Цюрихе (1553), Вальтера Рейфа в Страссбурге (1561).

Как практическое искусство двинули вперед акушерство Везалий, Фарлопий и др.; при всем том, вследствие неполноты научных наблюдений врачей, и успехи науки ограничивались только оперативной частью, так как мужчины-врачи приглашались к родам только в очень трудных случаях. Помимо того, на акушерство смотрели лишь как на отдел хирургии, почему оно и разделяло судьбу последней. С ее развитием подвинулось вперед и акушерство, особенно во Франции, где славились акушеры Франке, Паре и Гилльемо (ум. 1613) и где врачи все более и более завоевывали акушерскую практику. Предрассудки против акушерства, по крайней мере в высших слоях, рассеялись под влиянием факта приглашения Людовиком XIV знаменитого хирурга Клемента из Арея для оказания акушерской помощи госпоже Лавальер и вскоре назначенного первым акушером королевского двора. Такое отличие приободрило французских врачей к дальнейшему развитию акушерства и тогда прославились Мориссо, Порталь, Пей, Диовис и Ламотт. На гораздо низшей ступени развития стояло акушерство в Германии, где им преимущественно занимались акушерки, о специальном образовании которых заботились очень мало. Из немецких акушерок прославилась своими операциями и весьма удовлетворительным для своего времени учебником Юстина Зигмунд , придворная Курбранденбургская акушерка. Одновременно с нею положил первое основание научному развитию акушерства голландец Генрих фон Девентер своими двумя сочинениями: "Рассвет для акушерок" и "Новая путеводительная звезда для акушерок", К тому же времени относится и богатое последствиями изобретете важнейшего акушерского инструмента - акушерских щипцов, последние, вероятно, были ранее изобретены английским хирургом Чемберденом и некоторыми голландскими акушерками, сохранявшими их из корыстолюбивых видов в тайне; только в 1723 году хирургом и профессором анатомии в Генте, Пальфином, они вновь воспроизведены и сделались общим достоянием.

С этого момента акушерство начинает быстро развиваться: Левре, Пюзо, Аструк, Соляре-де-Реньяк и Боделок во Франции, Смелли (1680 - 1763) в Англии внесли много света в науку. В Германии Редерер (ум. 1763), за которым следовал Штейн (ум. 1803) также сильно содействовали научному развитию акушерства. Но главную роль в деле развит науки и распространения акушерских знаний среди врачей нужно приписать учреждению родовспомогательных заведений, со школами для студентов и акушерок. В Париже существовало только одно училище для акушерок. В 1728 г. открыто родовспомогательное заведение в Страсбурге, находившееся под руководством Фриде (ум. 1769), долгое время служившее образцом для других подобных учреждений. В Англии первое родовспомогательное заведение было открыто в 1765 г. В Германии первое училище для акушерок учредил в Берлине в 1751 г. Фридрих Великий; в том же году было открыто второе в Гетингене (под руководством Редерера). Этими школами был создан прочный фундамент, на который твердо могли упираться дальнейшем научные работы. С успехами науки, в Германии возникли две школы: одна - Осиандера, доведшая оперативное акушерство до высокой степени развития, другая - начало которой положил Боэр (ум. 1835), обращавшая внимание своих последователей на естественную помощь самой природы. Хотя эти две школы находились в резкой оппозиции друг к другу, тем не менее они подняли науку на необычайную высоту. Вместе с Осиандером и Боэром нужно упомянуть о Смитте (ум. 1827), А. К. Зибольде, Вейдмане (ум. 1819), Венцеле (ум. 1827) и Виганде (ум. 1817); во Франции - о г-же Лашапель и в Англии - о Денмане. Из акушеров более блыизкого нам времени необходимо упомянуть о Негеле, Иорге д Ритгене, Килиане, Е. К. И. фон Зибольде, Кившине, Сконцони, Креде, Шпете, Мартине, Брауне, Шредере, Винкеле, Альфреде, Леопольде, Шульце, Шпигельберге и др. Особенно благотворно повлияла тесная связь акушерства с гинекологией, так как обе науки, имея общие физиолого-анатомические основы, тесно соприкасаются между собой. Ср. Зибольда, "Опыт истории акушерства" (2 т. 1835 - 45); Гезер, "Руководство к истории медицины" (3-е изд. т. I, Иена" 1875); Шредер, "Руководство по акушерству" и др.

В России наука акушерства получила свое начало и развитие значительно позже, чем в других европейских странах. Первый акушер, о котором упоминается в летописях, был англичанин Якоб (при Иоанне Грозном), славившийся, как "умеющий очень искусно лечить женские болезни". Каких-либо других сведений до середины прошлого столетия не имеется. Хотя Петром Великим открыты были школы "для медической и хирургической практики", но так как имелись в виду исключительно потребности армии и флота, то акушерство в них не проходилось. Только в середине прошлого столетия 1754 г. устроены были акушерские школы в Петербурге и Москве, преподавать в которых были приглашены профессора с помощниками, в Петербурге Линдеман, в Москве Эразмус, которому принадлежит первое акушерское сочинение на русском языке - "Наставление, как женщине в беременности, в родах и после родов себя содержать надлежит" (Москва, 1762 г.). Означенное руководство было составлено по Горну, оригинал которого был издан в 1697 году, так что в середине прошлого столетия, когда уже Смелли, Левре и Редерер преобразовали акушерство, русские врачи почерпали свои знания из крайне устарелой книги конца XVI стол. С 1763 г. к профессору акушерства начали посылать учеников из медикохирургического училища для слушания лекций по акушерству. Особенно много было сделано для успехов этой науки в России, когда в Петербурге сделался профессором Нестор Максимович Амбодик (в 1781 г.), замечательный ученый акушер своего времени и не менее даровитый Вильгельм Михайлович Рихтер в Москве (с 1790 г.). Оба они оставили по прекрасному руководству по своей специальности. Их обширному опыту и усовершенствованию содействовали открытию родильных отделений при Воспитательных домах. При медико-хирургической академии, ко времени открытия ее, акушерской кафедры не полагалось, а преподавание акушерства было связано с судебной медициной.

Только с 1808 г., с открытием акушерской клиники, был назначен отдельный профессор по акушерству, Громов. В 1858 г. акушерскую кафедру занял А. Я. Крассовский, которого можно считать родоначальником всей обширной ныне семьи русских акушеров, выдвинувший преподавание акушерства на небывалую высоту, создавшего школу и прославившегося, как замечательный диагност и образцовый оператор. В Московском университете кафедра акушерства была открыта в 1764 г. и ее занял профессор Эразмус. Прочное основание акушерство получило лишь с назначением в 1790 г. проф. Вильгельма Рихтера. В Харьковском университете акушерская клиника на 4 кровати была открыта только в 1829 г., хотя преподавание акушерства начато было еще в 1815 году. Особенную известность приобрела клиника при заведывании ею проф. Лазаревича, выбранного профессором в 1862 г. В Казани акушерская клиника была открыта в 1833 г. на 6 кроватей. В Kиеве акушерская кафедра с клиникой существует с 1847 года. В настоящее время, бесспорно, акушерство в России стоит на той же высоте, какой оно достигло в Германии, Франции, Англии и Австрии. Все наши университеты и медицинская Академия обладают блестящим персоналом преподавателей акушерства, пользующихся широкой европейской известностью. Помимо профессоров, не только в университетских городах, но даже в деревенских земских лечебницах в настоящее время встречаются специалисты, с редким успехом производящие самые серьезные операции. Для характеристики успехов акушерства в России может служить факт существования трех специальных акушерско-гинекологических обществ (в Киеве, Москве и Петербурге), издающих свои труды, и издание специального журнала по акушерству, под редакцией проф. и доцентов в С.-Петербурге.

2003-11-01


Hosted by uCoz