Карманные деньги детям: зачем, когда и как
Карманные деньги детям: зачем, когда и как
В целом же диапазон детских увлечений может быть очень широким - от организации собственного фермерского хозяйства до выхода на потребительский рынок сексуальных услуг и наркотиков. Все эти увлечения, разумеется, оплачиваются из родительского кошелька и зависят от суммы, выдаваемой на руки, и детских пристрастий, которые бывают иногда совсем не детскими.
Учите тратить деньги
Собственно, вряд ли возможно вырастить ребенка, полностью минуя этап появления у него карманных денег. Поэтому вопрос «давать или не давать?» на практике превращается в другие вопросы: сколько давать? в каком возрасте? как контролировать? и т. д.
В Германии, например, ведомство по делам детей и молодежи специальным предписанием обязало родителей выдавать своим детям деньги на карманные расходы. В случае невыполнения этих предписаний ребенок может обратиться с официальной жалобой, причем злостным «неплательщикам» грозит денежный штраф. Более того, с истинно немецкой пунктуальностью составлены таблицы для разных возрастов - от 1,5 евро в неделю ребенку в возрасте меньше 6 лет до 25-30 евро 15-летнему подростку.
Вряд ли стоит надеяться, что в ближайшем будущем наши законодатели догонят в этом направлении историческую родину свиней-копилок, но практически в каждой семье похожая инициатива выдвигается представителями молодого поколения почти сразу после того, как они узнают о существовании и возможностях денег.
Для маленького ребенка деньги - это волшебные золотые ключики. С их помощью можно открыть потайную дверцу, за которой рассыпаны предметы их желаний. Подрастая, ребенок учится правильно обращаться с этими ключами, которые далеко не так уж безопасны и незатейливы, как может показаться ему вначале. Но учиться этому все равно придется, причем авторами и преподавателями этого учебного курса здесь выступают именно родители. К сожалению, вряд ли возможно предложить простые и четкие рекомендации - «скока вешать в граммах?» - в зависимости от возраста ребенка, особенностей его характера или состояния кошелька родителей. В такой формулировке эта задача вообще не решается.
Зачем нужна арифметика
С точки зрения возрастной психологии, практическое освоение ребенком денежных отношений несет в себе массу положительных моментов. Во-первых, учит его контролировать свои импульсы и планировать собственную жизнь (умение делать покупки, копить средства, откладывать выполнение желания), выводя его тем самым из мира простых инстинктивных влечений в мир человеческих потребностей. Во-вторых, ребенок включается во взаимодействие между людьми, учится выполнять правила, осознает ценность труда и сотрудничества. Ну и, помимо всего прочего, он начинает понимать важность хотя бы арифметики...
Деньги - это универсальное средство обмена. Поэтому всегда, когда мы даем кому-то деньги, мы что-то получаем взамен. Попробуем честно ответить себе на вопрос: «Зачем я даю своему ребенку деньги?» Не покупаем ли мы таким путем себе немного спокойствия или капельку любви? А может быть, нам хочется компенсировать наши собственные детские неудовлетворенные желания?
Как говорит финская пословица, сауной может пользоваться любой, кто может до нее дойти. Если ребенок знает, что такое деньги и как они достаются родителям, может сам купить что-то в магазине и способен ограничивать свои желания или хоть как-то планировать свои траты, то он вполне может ими пользоваться.
Другой вопрос - знаем ли мы, на что ребенок тратит свои карманные деньги. Копит на мотоцикл или на подарок к дню рождения мамы, ежедневно с их помощью выкуривает пачку сигарет или получает кучу сладких пустых калорий? Тратит их на тренажерный зал или на диски с компьютерными играми? Что вообще мы знаем о ценностях, желаниях, взглядах на мир нашего ребенка? Ведь если мы мало знаем проблему, то пытаться решать ее - это в лучшем случае самообман... Доверительные отношения между ребенком и родителями являются здесь очень важным условием.
Карманные деньги как рычаги влияния
Сравните выгоды и издержки. Оцените риски и выигрыши - настоящие и будущие. Если кроха-сын любит заедать свои тревоги шоколадками, покупая их едва ли не килограммами на свои карманные деньги, можно попытаться научить его бороться со стрессами другими способами. А может быть, именно в вашем случае шоколадки - не самый худший вариант? Разделите лист бумаги на 2 части, напишите с одной стороны положительные моменты вашей системы материального поощрения ребенка, с другой - отрицательные. Что важнее для вас и для него? Как может развиваться ситуация в будущем, какие опасности и полезные перспективы светят вашей семье? Стоит ли оставить все как есть или попробовать внести что-то новое, изменяя тем самым возможное будущее?
Если у вас все в порядке - тогда этот вопрос лишний. Если нет - пора искать крючки. Или ниточки. Или, по выражению Архимеда, рычаги влияния. Какие-то мы уже знаем, хотя вряд ли все. Может, папе стоит бросить курить и купить, наконец, снегоход или абонемент в аквапарк, а маме - научиться снимать стрессы, не выплескивая их на домашних? Конечно, нельзя гарантировать, что мы сразу нажали на нужную кнопку, но точно можно сказать одно: если мы стремимся получить что-нибудь новое - нужно сделать что-нибудь новое. Иногда, правда, лучше вообще ничего не делать, чем делать неправильно.
В одной знакомой семье родители достаточно жестко контролировали карманные расходы двоих сыновей, в то же время выдавая им приличные суммы, но только на то, что сами считали полезным для них. В то же самое время папа и мама вели не очень-то здоровый (во многих смыслах) образ жизни. Пока дети не выросли, внешние отношения в семье и поведение мальчиков были почти идеальными. Однако в более старшем возрасте один постепенно превратился в алкоголика, а другой полностью прекратил общение с родителями, которые в настоящее время фактически находятся в разводе.
Проблема карманных денег - это не столько проблема, сколько симптом, то есть ее внешнее проявление. В такой закрытой, авторитарной семье другие варианты использования карманных денег были, наверное, практически невозможны, но вряд ли именно это явилось причиной краха семейной лодки. В то же время, возможно, что именно предоставление детям большей свободы в плане траты ими личных денег стало бы одним из важных рычагов (хотя, конечно, не единственным!), с помощью которых удалось бы разрядить скрытые мины в семье и предотвратить катастрофические последствия.
Гармоничная семья - любовь, а не бизнес
Не стоит особенно увлекаться играми в товарно-денежные отношения внутри семьи: если это станет системой, то, с одной стороны, у ребенка вряд ли разовьется способность бескорыстной помощи другим людям. С другой стороны, такая практика часто бывает признаком достаточно серьезных проблем внутри семьи - ребенок не желает помогать даже самым близким для себя людям. На следующем этапе, возможно, придется платить своему чаду за то, чтобы оно что-нибудь съело или почистило зубы. Хотя, конечно, в разумных пределах это вполне допустимо.
С детьми торг неуместен
Один из самых неперспективных вариантов - торг с ребенком. Это может быть как явный или скрытый шантаж с его стороны (плач, угрозы, любая другая игра на любви близких), так и желание самого родителя откупиться от проблем или просто от временных затрат. Вообще, похоже, что пословица «время - деньги» возникла именно в семье.
Карманные деньги - не прожиточный минимум
Карманных денег по определению не должно быть слишком много. Их основные функции - учебная и «представительская», все остальные должны обеспечиваться из других источников.
Каждому - по потребности
В каждом возрасте есть свои законы и свои потребности. Если маленький ребенок с интересом исследует мир вкусовых ощущений, то вселенная подростка - это мир зрительного восприятия, причем процентов на 80 это не его собственное видение, а взгляды со стороны других людей. В середине этого мира стоит очень высокая лестница. Не дайте ему увидеть себя на последних ступеньках, но и болтаться где-то на неописуемой высоте на самом деле тоже вовсе не подарок.
Владимир Лебедев
Учите тратить деньги
Собственно, вряд ли возможно вырастить ребенка, полностью минуя этап появления у него карманных денег. Поэтому вопрос «давать или не давать?» на практике превращается в другие вопросы: сколько давать? в каком возрасте? как контролировать? и т. д.
В Германии, например, ведомство по делам детей и молодежи специальным предписанием обязало родителей выдавать своим детям деньги на карманные расходы. В случае невыполнения этих предписаний ребенок может обратиться с официальной жалобой, причем злостным «неплательщикам» грозит денежный штраф. Более того, с истинно немецкой пунктуальностью составлены таблицы для разных возрастов - от 1,5 евро в неделю ребенку в возрасте меньше 6 лет до 25-30 евро 15-летнему подростку.
Вряд ли стоит надеяться, что в ближайшем будущем наши законодатели догонят в этом направлении историческую родину свиней-копилок, но практически в каждой семье похожая инициатива выдвигается представителями молодого поколения почти сразу после того, как они узнают о существовании и возможностях денег.
Для маленького ребенка деньги - это волшебные золотые ключики. С их помощью можно открыть потайную дверцу, за которой рассыпаны предметы их желаний. Подрастая, ребенок учится правильно обращаться с этими ключами, которые далеко не так уж безопасны и незатейливы, как может показаться ему вначале. Но учиться этому все равно придется, причем авторами и преподавателями этого учебного курса здесь выступают именно родители. К сожалению, вряд ли возможно предложить простые и четкие рекомендации - «скока вешать в граммах?» - в зависимости от возраста ребенка, особенностей его характера или состояния кошелька родителей. В такой формулировке эта задача вообще не решается.
Зачем нужна арифметика
С точки зрения возрастной психологии, практическое освоение ребенком денежных отношений несет в себе массу положительных моментов. Во-первых, учит его контролировать свои импульсы и планировать собственную жизнь (умение делать покупки, копить средства, откладывать выполнение желания), выводя его тем самым из мира простых инстинктивных влечений в мир человеческих потребностей. Во-вторых, ребенок включается во взаимодействие между людьми, учится выполнять правила, осознает ценность труда и сотрудничества. Ну и, помимо всего прочего, он начинает понимать важность хотя бы арифметики...
Деньги - это универсальное средство обмена. Поэтому всегда, когда мы даем кому-то деньги, мы что-то получаем взамен. Попробуем честно ответить себе на вопрос: «Зачем я даю своему ребенку деньги?» Не покупаем ли мы таким путем себе немного спокойствия или капельку любви? А может быть, нам хочется компенсировать наши собственные детские неудовлетворенные желания?
Как говорит финская пословица, сауной может пользоваться любой, кто может до нее дойти. Если ребенок знает, что такое деньги и как они достаются родителям, может сам купить что-то в магазине и способен ограничивать свои желания или хоть как-то планировать свои траты, то он вполне может ими пользоваться.
Другой вопрос - знаем ли мы, на что ребенок тратит свои карманные деньги. Копит на мотоцикл или на подарок к дню рождения мамы, ежедневно с их помощью выкуривает пачку сигарет или получает кучу сладких пустых калорий? Тратит их на тренажерный зал или на диски с компьютерными играми? Что вообще мы знаем о ценностях, желаниях, взглядах на мир нашего ребенка? Ведь если мы мало знаем проблему, то пытаться решать ее - это в лучшем случае самообман... Доверительные отношения между ребенком и родителями являются здесь очень важным условием.
Карманные деньги как рычаги влияния
Сравните выгоды и издержки. Оцените риски и выигрыши - настоящие и будущие. Если кроха-сын любит заедать свои тревоги шоколадками, покупая их едва ли не килограммами на свои карманные деньги, можно попытаться научить его бороться со стрессами другими способами. А может быть, именно в вашем случае шоколадки - не самый худший вариант? Разделите лист бумаги на 2 части, напишите с одной стороны положительные моменты вашей системы материального поощрения ребенка, с другой - отрицательные. Что важнее для вас и для него? Как может развиваться ситуация в будущем, какие опасности и полезные перспективы светят вашей семье? Стоит ли оставить все как есть или попробовать внести что-то новое, изменяя тем самым возможное будущее?
Если у вас все в порядке - тогда этот вопрос лишний. Если нет - пора искать крючки. Или ниточки. Или, по выражению Архимеда, рычаги влияния. Какие-то мы уже знаем, хотя вряд ли все. Может, папе стоит бросить курить и купить, наконец, снегоход или абонемент в аквапарк, а маме - научиться снимать стрессы, не выплескивая их на домашних? Конечно, нельзя гарантировать, что мы сразу нажали на нужную кнопку, но точно можно сказать одно: если мы стремимся получить что-нибудь новое - нужно сделать что-нибудь новое. Иногда, правда, лучше вообще ничего не делать, чем делать неправильно.
В одной знакомой семье родители достаточно жестко контролировали карманные расходы двоих сыновей, в то же время выдавая им приличные суммы, но только на то, что сами считали полезным для них. В то же самое время папа и мама вели не очень-то здоровый (во многих смыслах) образ жизни. Пока дети не выросли, внешние отношения в семье и поведение мальчиков были почти идеальными. Однако в более старшем возрасте один постепенно превратился в алкоголика, а другой полностью прекратил общение с родителями, которые в настоящее время фактически находятся в разводе.
Проблема карманных денег - это не столько проблема, сколько симптом, то есть ее внешнее проявление. В такой закрытой, авторитарной семье другие варианты использования карманных денег были, наверное, практически невозможны, но вряд ли именно это явилось причиной краха семейной лодки. В то же время, возможно, что именно предоставление детям большей свободы в плане траты ими личных денег стало бы одним из важных рычагов (хотя, конечно, не единственным!), с помощью которых удалось бы разрядить скрытые мины в семье и предотвратить катастрофические последствия.
Гармоничная семья - любовь, а не бизнес
Не стоит особенно увлекаться играми в товарно-денежные отношения внутри семьи: если это станет системой, то, с одной стороны, у ребенка вряд ли разовьется способность бескорыстной помощи другим людям. С другой стороны, такая практика часто бывает признаком достаточно серьезных проблем внутри семьи - ребенок не желает помогать даже самым близким для себя людям. На следующем этапе, возможно, придется платить своему чаду за то, чтобы оно что-нибудь съело или почистило зубы. Хотя, конечно, в разумных пределах это вполне допустимо.
С детьми торг неуместен
Один из самых неперспективных вариантов - торг с ребенком. Это может быть как явный или скрытый шантаж с его стороны (плач, угрозы, любая другая игра на любви близких), так и желание самого родителя откупиться от проблем или просто от временных затрат. Вообще, похоже, что пословица «время - деньги» возникла именно в семье.
Карманные деньги - не прожиточный минимум
Карманных денег по определению не должно быть слишком много. Их основные функции - учебная и «представительская», все остальные должны обеспечиваться из других источников.
Каждому - по потребности
В каждом возрасте есть свои законы и свои потребности. Если маленький ребенок с интересом исследует мир вкусовых ощущений, то вселенная подростка - это мир зрительного восприятия, причем процентов на 80 это не его собственное видение, а взгляды со стороны других людей. В середине этого мира стоит очень высокая лестница. Не дайте ему увидеть себя на последних ступеньках, но и болтаться где-то на неописуемой высоте на самом деле тоже вовсе не подарок.
Владимир Лебедев
2007-04-13
Предыдущие новости:
Отцовская забастовка или почему папы равнодушны к собственным детям | Последнее дошкольное лето | По тревоге из детской | Послеродовая депрессия: ее можно победить | Правила закаливания детей | Профилактика близорукости | Когда рожать второго | Спецпроект: как стать родителями? | Капуста, аисты и бабайки: ложь для дошкольного возраста | Беременность и варикоз |
Отцовская забастовка или почему папы равнодушны к собственным детям | Последнее дошкольное лето | По тревоге из детской | Послеродовая депрессия: ее можно победить | Правила закаливания детей | Профилактика близорукости | Когда рожать второго | Спецпроект: как стать родителями? | Капуста, аисты и бабайки: ложь для дошкольного возраста | Беременность и варикоз |