Использование информационных технологий в процессе развития и обучения детей раннего возраста



Использование информационных технологий в процессе развития и обучения детей раннего возраста

Согласно концепции Глена Домана (Glenn Doman) основателя института Развития Человеческого Потенциала, США (The Institutes for the Achievement of Human Potential, PA, USA) о раннем развитии детей, способность усваивать новые факты обратно пропорционально возрасту. Мозг ребенка развивается только при его использовании, и рост заканчивается к шести годам.

Исследования японских ученых в области физиологии мозга и детской психологии показали, что развитие умственных, физических и социальных способностей ребенка зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в период от рождения до трех лет. Именно в этот период должны быть созданы все условия для наиболее успешного развития ребенка.

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере образования, в частности раннего обучения. Мы считаем, что возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

Все больше семей имеют возможность приобрести компьютер и использовать это универсальное средство для обучения ребенка с момента рождения или даже раньше. Использование компьютера для обучения и развития детей раннего возраста можно условно разделить на следующие области:

- Опосредованное обучение: использование компьютера для подготовки дидактического материала. Процесс обучения детей раннего возраста (до 3-5 лет) имеет свои особенности. Наиболее технологично процесс обучения чтению, математике и энциклопедическим знаниям разработан в Институте Эвана Томаса (Evan Thomas Institute). В процессе обучению чтению текстовый или графический редакторы освобождают родителей от оформления наглядных материалов.

После двух лет начинается период интенсивной работы родителей с методической литературой по развитию ребенка. Но иллюстраций для занятий, как правило, не хватает. В книгах они черно-белые, маленькие по размеру и порой, плохого качества. В этом огромную помощь оказывают библиотеки рисунков.

Компьютер для родителей. Компьютер оказывает неоценимую услугу и взрослым: родителям, воспитателям и др.: позволяет составлять всевозможные планы, мероприятия с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребенка.

Но самое главное, на наш взгляд - это ведение базы данных по книгам. На сегодня появилось очень большое количество книг по воспитанию и развитию детей, многие книги отражают комплексные подходы в обучении, другие отражают развитие какого-то определенного качества, дифференцируя возрастные категории и др. Без базы данных трудно ориентироваться в литературе.

Все возрастающую роль приобретает Интернет, где можно найти информацию по проблемам раннего обучения и развития, о новаторских школах, зарубежных институтах раннего развития, конференциях, наладить контакты с ведущими специалистами в области образования.

Особенно коммуникативные проблемы возникают в отдаленных регионах, где не хватает квалифицированных специалистов в области дошкольного воспитания. Необходимо создание семейного Интернет-клуба, где возможно обсуждение в онлайновом режиме.

Непосредственное обучение: использование компьютера в процессе развития ребенка. В этот возрастной период (от года до пяти) доминирующей деятельностью ребенка является игровая. Но на сегодня существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста.

Американские специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей: исследовательский характер, легкость для самостоятельных занятий ребенка, развитие широкого спектра навыков и представлений, высокий технический уровень, возрастное соответствие, занимательность.

Особенность работы за компьютером детей раннего возраста (до 2-2,5 лет) заключается в неспособности целенаправленно использовать клавиатуру или мышь. Поэтому главным помощником должен являться взрослый. Его главная задача - комментировать свои действия и происходящие на экране события, помогать работать мышкой или на клавиатуре.

Говоря об использовании компьютера детьми раннего возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени, но непроизвольное внимание у детей данного возраста очень мало (10-15 минут), поэтому, как правило, дети не могут долго находиться за компьютером. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте двигается 70-80 % времени бодрствования, поэтому пока вопрос о "засиживании" за компьютером не актуален.

Особо хочется отметить период "активного" освоения компьютера детьми, возраст которых 2,5-3,5 года. Они уже умеют целенаправленно владеть мышкой и вызвать нужную программу на экране.

К сожалению, мы пока не имеем цивилизованного рынка обучающих программ для данного возраста. Если ребенок уже занимается иностранными языками, то зарубежные программы довольно-таки просто осваиваются.

Попытаемся проклассифицировать обучающие программы для данного возраста:
1. Интерактивные мультфильмы, "живые" книги на разных языках.
2. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
3. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.
4. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.
5. Игры-путешествия, "бродилки".
6. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка раннего возраста достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.


Т. Р. Миронова
2007-07-27


Hosted by uCoz