Не отбей у ребенка охоту к творчеству



Не отбей у ребенка охоту к творчеству

Если взрослые слишком часто ругают малыша, подчеркивая его недостатки и забывая о достижениях, ему начинает казаться, что он хуже всех, что его никто не любит, что он никому не нужен. Отсюда возникает комплекс своей неполноценности и как следствие - озлобленность на весь мир, недоверие, которое может выражаться и в агрессивности ребенка, и в его постоянной скованности, неуверенности в себе. А уж об успехах в какой-то творческой деятельности тогда вообще говорить не приходится.

Стараясь воспитать у детей полезные привычки, научить их чему-то, родители постоянно оценивают их действия - хвалят, ругают, делают замечания. Оказывается, в различные периоды дошкольного возраста дети по-разному воспринимают замечания взрослого.

Если дошкольникам 3-х лет предложить выполнить простые задания (построить домик из кубиков, разложить картинки и пр.) и, наблюдая за их действиями, время от времени хвалить их или делать им замечания в очень вежливой форме, то эти замечания особенно не волнуют малышей. Они спокойно продолжают интересное для них занятие, не беспокоясь о том, как оценивает их действия взрослый.

У детей 5 лет, напротив, появляется обостренная чувствительность к оценкам старших. Каждое замечание вызывает обиду - дети хмурятся, отворачиваются, обижаются, а если таких замечаний было слишком много, вообще отказываются выполнять задание.

В дошкольном возрасте отношение взрослых приобретает особую важность. Детям нужно, чтобы не просто заметили, но обязательно похвалили их действия. Если родители или воспитатели слишком часто делают замечания, постоянно подчеркивают неумение или неспособность ребенка к какому-нибудь занятию, у него пропадает всякий интерес к этому делу, и он стремится избежать его. И наоборот, лучший способ научить малыша чему-то, привить ему интерес к какому-то занятию - это поощрение его успехов, похвала его действий.

В качестве примера можно рассказать такой случай. Один мальчик (его звали Петя) до 6 лет никак не мог научиться рисовать. Через несколько месяцев ему нужно было идти в школу, а он даже карандаш правильно держать не умел и на бумаге выводил одни каракули. Воспитательница детского сада неоднократно жаловалась его маме. И та из лучших побуждений ежедневно заставляла Петю рисовать, всякий раз объясняя, как это для него важно: "Все ребята в твоем возрасте уже хорошо рисуют и буквы пишут, а ты даже карандаш плохо держишь! Поэтому сиди и старайся". Но мальчик, несмотря на все настойчивые мамины доводы, отказывался от этого ненавистного для него занятия, капризничал, плакал и даже специально ломал карандаши и рвал бумагу, чтобы избежать очередного урока. А мама опять ругала его и опять заставляла рисовать. И все повторялось сначала. Тогда мама решила пригласить учительницу. Она не была профессиональным художником, но хорошо понимала психологию дошкольника.

Когда Петя первый раз, держа карандаш в кулаке, нарисовал кривое, лохматое солнышко, учительница обрадовалась и похвалила его: "Какое смешное, непричесанное солнышко! Ты, оказывается, совсем неплохо рисуешь! Попробуй еще!" И Петя нарисовал редкую, кривую травку, и что-то смутно похожее на дерево. "Замечательно! - похвалила учительница. - Картинку можно повесить на стенку. Пусть твое солнышко оттуда светит". "Я еще лучше могу", - скромно признался Петя.

Когда он затем нарисовал еще одну похожую картинку, учительница показала, как удобнее держать карандаш, а Петя старался изо всех сил, чтобы его еще похвалили. Следующего урока он уже с нетерпением ждал ("Когда же придет эта странная тетя и похвалит меня за то, за что раньше ругали?"). Учительница приходила и всякий раз хвалила весьма сомнительные успехи мальчика. А Петя стал рисовать даже перед уроком, стремясь получить так нужную ему похвалу от авторитетного взрослого.

Естественно, что он стал рисовать лучше, потому что старался. И когда мальчик уже был уверен, что его уважают, что он рисует не хуже других детей, он спокойно принимал замечания по поводу недостатков в своих рисунках.

Скажешь, что это обман, что это откровенная лесть? Отнюдь нет. Учительница говорила все искренне: ведь в каждом произведении ребенка можно найти что-то хорошее, хотя бы потому, что это его первое произведение и оно чем-то отличается от других. Не надо сравнивать успехи малыша с достижениями других более способных сверстников. Главной точкой отсчета должно стать его собственное достижение неделю назад или вчера. Нужно только заметить его и акцентировать внимание ребенка прежде всего на победе, а не на поражении. Это важно для того, чтобы не отбить у малыша интереса к полезному занятию, чтобы внушить уверенность в своих силах (а эти вещи очень связаны между собой). Ведь когда тому же Пете изо дня в день, из года в год и дома, и в саду постоянно говорили, что у него никаких способностей к рисованию, что он хуже всех рисует и поэтому ему необходимо больше рисовать, он просто ненавидел это "противное" занятие, которое причиняет ему столько неприятностей. А когда учитель помог ему поверить в свои силы, отношение мальчика к рисованию в корне переменилось - оно стало способом его самоутверждения.

Кстати, проверь себя, сумела ли ты создать своему ребенку благоприятную атмосферу для развития его творческой личности
2007-08-24


Hosted by uCoz