Мне не спится, мамочка!
Мне не спится, мамочка!
Расстройства сна у детей раннего возраста возникают по нескольким причинам.
- Первая - определенная психотравмирующая ситуация.
- Вторая - наследственно обусловленные особенности темперамента детей. Они проявляются в проблемах засыпания, пробуждения, глубины и продолжительности сна.
- Третья - особенности перинатального развития (хроническая внутриутробная гипоксия, тяжелый токсикоз, внутриутробная инфекция, асфиксия при родах, стремительные или затяжные роды, кесарево сечение и др.)
К нарушениям засыпания и частым пробуждениям у детей приводят постоянные конфликты, которые происходят в семье в вечернее время, незадолго до отхода ребенка ко сну. В большинстве случаев это ссоры между родителями, в том числе и по поводу воспитания детей. Нарушения сна вызывают также психотравмирующие обстоятельства, связанные с резким испугом, боязнью остаться одному, страхом одиночества, замкнутого пространства и прочее.
С первых месяцев жизни возникновению и закреплению неправильного стереотипа сна у детей способствует нарушение эмоциональной привязанности между мамой и малышом. Сверхконтроль и гиперопека родителей, приводят к подавлению инициативы и самостоятельности и, как следствие, чрезмерной зависимости ребенка от взрослого. Закреплению патологического стереотипа сна у малыша способствует незнание родителей о допустимых способах воздействия на ребенка, непонимание потребностей детей и неспособность ориентироваться в поведении детей в целом. Часто нарушения сна у детей возникают в семьях, где отсутствует устоявшийся режим сна у взрослых членов семьи.
Основной целью помощи при нарушениях сна следует считать нормализацию отношений между мамой и ребенком.
Рассмотрим основные моменты, которые необходимо знать маме для формирования адекватного режима сна малыша. К ним относятся:
1. Соблюдение определенного ритуала отхода ко сну. В него может входить: купание крохи, чтение сказки, включение ночника, пение колыбельной песни, поглаживание по головке, рукам, туловищу.
2. Для ребенка первых месяцев жизни можно использовать укачивания. Известно, что при монотонном движении младенец успокаивается и быстро засыпает.
3. Пение колыбельных песен. Успокаивающее действие оказывает ритм колыбельной, а также многообразие шипящих и свистящих звуков.
4. Исключение повышенной активности ребенка перед сном. В вечернее время малышу лучше играть в спокойные игры.
5. Установление режима сна, предусматривающего утреннее пробуждение в одно и то же время, включая выходные дни.
6. Укладывание ребенка в кровать должно происходить в максимально комфортных условиях: с минимальным уровнем шума, света и при привычной температуре. Сон крохи при включенном телевизоре и радио недопустим.
- Первая - определенная психотравмирующая ситуация.
- Вторая - наследственно обусловленные особенности темперамента детей. Они проявляются в проблемах засыпания, пробуждения, глубины и продолжительности сна.
- Третья - особенности перинатального развития (хроническая внутриутробная гипоксия, тяжелый токсикоз, внутриутробная инфекция, асфиксия при родах, стремительные или затяжные роды, кесарево сечение и др.)
К нарушениям засыпания и частым пробуждениям у детей приводят постоянные конфликты, которые происходят в семье в вечернее время, незадолго до отхода ребенка ко сну. В большинстве случаев это ссоры между родителями, в том числе и по поводу воспитания детей. Нарушения сна вызывают также психотравмирующие обстоятельства, связанные с резким испугом, боязнью остаться одному, страхом одиночества, замкнутого пространства и прочее.
С первых месяцев жизни возникновению и закреплению неправильного стереотипа сна у детей способствует нарушение эмоциональной привязанности между мамой и малышом. Сверхконтроль и гиперопека родителей, приводят к подавлению инициативы и самостоятельности и, как следствие, чрезмерной зависимости ребенка от взрослого. Закреплению патологического стереотипа сна у малыша способствует незнание родителей о допустимых способах воздействия на ребенка, непонимание потребностей детей и неспособность ориентироваться в поведении детей в целом. Часто нарушения сна у детей возникают в семьях, где отсутствует устоявшийся режим сна у взрослых членов семьи.
Основной целью помощи при нарушениях сна следует считать нормализацию отношений между мамой и ребенком.
Рассмотрим основные моменты, которые необходимо знать маме для формирования адекватного режима сна малыша. К ним относятся:
1. Соблюдение определенного ритуала отхода ко сну. В него может входить: купание крохи, чтение сказки, включение ночника, пение колыбельной песни, поглаживание по головке, рукам, туловищу.
2. Для ребенка первых месяцев жизни можно использовать укачивания. Известно, что при монотонном движении младенец успокаивается и быстро засыпает.
3. Пение колыбельных песен. Успокаивающее действие оказывает ритм колыбельной, а также многообразие шипящих и свистящих звуков.
4. Исключение повышенной активности ребенка перед сном. В вечернее время малышу лучше играть в спокойные игры.
5. Установление режима сна, предусматривающего утреннее пробуждение в одно и то же время, включая выходные дни.
6. Укладывание ребенка в кровать должно происходить в максимально комфортных условиях: с минимальным уровнем шума, света и при привычной температуре. Сон крохи при включенном телевизоре и радио недопустим.
2007-09-05