, лучше всего заранее заняться развитием коммуникативных способностей ребенка.
При этом нужно помнить, что общение ребенка это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использовать жесты, мимику для выражения своих мыслей, а также осознание себя и других людей и учет их в ходе общения.
Очень часто проблемы в общении бывают у детей с дефектами личностного развития у агрессивных, конфликтных, застенчивых, неуверенных в себе, беспокойных, замкнутых детей, а также у детей с нарушениями речевой функции. Таким детям недостаточно развивать только коммуникативные навыки, им требуется комплексная помощь, подразумевающая корректирование и развитие необходимых качеств личности.
В последние годы было издано немало научно-популярных книг, методических пособий для родителей, воспитателей, педагогов и детских психологов, посвященных проблеме развития коммуникативных способностей детей. Родители, опасающиеся того, что их ребенок будет испытывать трудности в общении со сверстниками, могут воспользоваться этой литературой для организации занятий с детьми в домашних условиях. Такая работа часто оказывается достаточно эффективной.
В случаях, когда родителям самим не удается помочь ребенку, необходимо обращаться к психологу. Разработаны специальные тренинги, упражнения и игры для детей-дошкольников, способствующие развитию у них навыков общения.
Главное, «не запускать» ребенка. Родители должны помнить, что если они не научат своего ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.
Н.Зырянова