Психология - сам себе доктор
Психология - сам себе доктор
"Организм - это саморегулирующая система, способная к самовосстановлению и саморазвитию"
Павлов И.П.
Внутри каждого и ребёнка и взрослого есть ресурсы быть здоровым, и есть ресурсы на выздоровление.
Почему же мы болеем?
Почему болеют наши дети?
Как найти путь к выздоровлению и научиться не болеть?
Опираясь на свой опыт и как родителей, и как психологов, психотерапевтов, нейропсихологов, вооруживших новейшими взглядами практической и научной психологии на причины болезней, страхов, школьных трудностей.
Предлагаем вам разобраться в причинах, поискать истоки проблемы и выхода из них.
Новое время побуждает нас искать новые подходы, мыслить и действовать по-новому:
1) Новое-это хорошо забытое старое: ещё Гиппократ говорил, что нельзя отдельно рассматривать тело от эмоций, чувств. Не должно быть отдельно врачей для тела, отдельно - для души.
И сейчас для многих из родителей уже не секрет, что часть заболеваний имеют психосоматическую природу, то есть причина болезни лежит в психологических процессах.
Врачи, не найдя, по своей медицинской части, причин, рекомендуют обратиться к психологам, психотерапевтам. Наша практика показывает, что, затронув причину, разрешив ситуацию, мы способствуем выздоровлению, болезнь уходит быстрее.
2) В последние годы мы фиксируем, что появляется всё больше и больше родителей, которые задумываются над причинами, берут ответственность на себя и уже меньше ищут причины во вне: плохая экология, грязная вода, нехватка витаминов, солнечных дней или хороших специалистов и т.д.
Не исключая и эти причины, фокус нашего внимания находится на внутрисемейной матрице.
Что же это значит?
Мы считаем, что всё, что происходит с ребёнком - это отражение отношений, ситуаций внутри самой близкой и дорогой ему среде - семье.
Ребёнок, как лакмусовая бумажка, всё проявляет, как губка впитывает, а потом - отдаёт.
Зачастую дети гипертрофируют ситуации:
Например: родитель испытывает тревогу - у ребёнка могут быть страхи, родитель раздражён - у ребёнка проявляется агрессия.
А как же с болезнями?
Передаётся предрасположенность, а вот проявится болезнь или нет, зависит опять же от семейной матрицы.
Если удаётся родителям найти причины, взглянуть на ситуацию по- другому, выйти из стереотипов, то это шаг к позитивным изменениям и в состоянии их детей.
3) Уважаемые родители, давайте примем за аксиому, что ваше тело, ваши мысли и ваши чувства взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Негативные эмоции формируют негативные мысли и порождают негативные изменения в теле.
Так, зачастую, психологической причиной проблем, например, с желчным пузырём являются накопленные обиды, критические мысли, неотреагированное недовольство и раздражение, а психологическая причина запоров - страхи и нежелание отпустить ситуацию и т.д.
Получается, что ТЕЛО - это источник утечки информации, по телу можно много что определить, а, затронув причину, используя внутренний ресурс, чувства, мысли, можно помочь ему выздороветь.
4) Как помочь ребёнку быть здоровым - начинайте с себя и с понимания процессов развития малыша.
а) иммунная система детей (до 5 лет) формируется параллельно и во взаимосвязи с эмоциональной системой.
Известно, что радостный человек меньше болеет. Чем крепче, стабильней и позитивней эмоциональная система ребёнка, тем крепче иммунитет, а значит, и здоровье.
Но только реализованные, удовлетворённые родители могут создать эмоционально позитивную атмосферу для детей и тем самым взять ответственность за его здоровье (эмоциональное, физическое, интеллектуальное).
б) важно каждому родителю обеспечить удовлетворение следующих потребностей детей:
- в физической безопасности и эмоциональном комфорте (раннее детство);
- в любви и во внимании (дошкольный возраст);
- в уважении и понимании (школьный возраст).
Ведь одной из возможных причин ухода ребенка в болезнь, в девиантное поведение может быть привлечение внимания. Пример: после 3х месяцев лечения от удушливого кашля 5-летнюю Ксюшу мама по рекомендации врача привела к нам на консультацию. В ходе совместных детско-родительских индивидуальных консультаций выяснилось, что девочка и не собирается с кашлем расставаться. Он зачем-то ей нужен (она нежно прижимает рисунок с кашлем к своей груди) - так она удерживает внимание мамы: мама уже 2 месяца сидит с ней дома, а не водит ее в детский сад. Проработав с Ксюшей и мамой ситуацию с вниманием и проявлением чувств, сняв тревогу - девочка выздоровела.
А головные боли, проблемы с ЖКТ у школьников, гипертония у взрослых в большинстве случаев также являются психосоматикой.
в) в психологической работе мы не отделяем ребенка от семьи, не берем его как в камеру хранения. Если ребенок болеет - это сигнал обратить внимание на отношения в семье. Мы помогаем всей семье найти ресурсы на выздоровление и возможность быть здоровыми.
А для начала ответьте себе на вопросы:
- какое в нашей семье отношение к болезни?
- как я себя проявляю, когда ребенок болеет? Не закрепляю ли я тем самым желание ребенка дальше болеть?
- кто несет ответственность за здоровье моего ребенка?
И знайте, что все в ваших руках:
- и буквально (ведь на нашей ладошке находятся точки, связанные со всем нашим телом, а на кончиках пальцев 2000 нервных окончаний, связанных с головным мозгом);
- и образно (как в притче): Задумал глупец опозорить мудреца. Решил, что возьмет бабочку в ладошку и спросит его: "Живая она или мертвая?". Если он скажет, что она мертвая, то я открою ладошку и отпущу ее, и все увидят позор мудреца. А если он скажет, что она живая, то я сожму ладонь, и все увидят позор мудреца. Так глупец решил и пошел к мудрецу с бабочкой в руке. Задал мудрецу вопрос. Мудрец подумал, подумал и сказал: "Все в твоих руках".
Все в ваших руках!!!
В статьях данной серии мы рассмотрим возможные причины следующих психосоматических состояний:
- нарушение сна
- кожные заболевания
- лишний вес
- энурез и астма
- тики и заикания
- частые и длительные болезни
Задавайте вопросы, приходите на консультации.
Специалисты центра "Белый слон" предлагают пройти функционально- эмоциональную диагностику, разобраться в причинах и решить проблемы на индивидуальных консультациях специалистов, пройти детские и детско-родительские программы:
"Я - другой!"
"Умные движения"
Сказкотерапия, песочная терапия.
Консультацию вела детский психолог, гештальт-терапевт, нейропсихолог, директор центра "Белый слон" Федоренко Наталья Александровна.
Для родителей "шустриков" | Мамин помощник. Как приучить ребенка к порядку? | Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду? | Детская агрессия | Плохие привычки хороших детей | Купила мама коника, коник без ноги | Почему ребенок ломает игрушки? | Дети, которые играют в игры | Как разговорить ребенка | Кроха в кризисе |