Самооценка ребенка



Самооценка ребенка

Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого вырабатываем мнение о себе, своих возможностях и способностях, чертах характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Этот процесс начинается уже в самом раннем возрасте и именно от оценок родителей зависит мнение ребенка о самом себе. В семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. В дошкольном возрасте у ребенка складывается ощущение благополучия - неблагополучия, которое может помочь нам предположить, кем станет ребенок в будущем: победителем или неудачником, сможет ли он преуспеть в любом деле или будет часто отказываться от действий из-за неуверенности в собственных силах.

Наша самооценка может быть слишком высокой или слишком низкой, а может находиться на среднем уровне. Важно, чтобы то, как оценивает себя ребенок, совпадало с его реальными возможностями. Хотите проверить, какая самооценка у вашего ребенка? Это можно очень легко сделать с помощью теста.

Давайте нарисуем на листе бумаги небольшую лестницу из десяти ступенек. Теперь эту лестницу надо показать ребенку. И объяснить: "На самой нижней ступенечке стоят самые плохие мальчики и девочки, которые живут в нашем городе, на второй ступенечке - чуть-чуть получше, на третьей - еще чуть-чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие мальчики и девочки". Важно, чтобы ребенок понял, на какой ступеньке стоят какие дети, поэтому можно переспросить его об этом. А теперь спросите вашего ребенка, на какой ступеньке стоял бы он сам. Пусть нарисует себя на этой ступенечке.

Психологи считают, что если ребенок ставит себя на первую, вторую или третью ступень, он обладает заниженной самооценкой, если на четвертую, пятую, шестую или седьмую ступени, то средней (адекватной) самооценкой, а если на восьмую, девятую или десятую, то мы должны считать, что самооценка ребенка слишком высока.

Активность, находчивость, чувство юмора, общительность - это те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались проигравшими и не дразнят других в случае проигрыша.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться проигравшими, хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стараются компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если им это не удается.

При завышенной самооценке дети стремятся во всем быть лучше других. Такой ребенок порой бывает агрессивен по отношению к другим детям, которые тоже хотят быть лидерами детской группы.

Вот какие советы дают психологи родителям, заинтересованным в формировании правильной самооценки у ребенка:

  • Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовольствие от сделанного.

  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.

  • Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.

  • Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.

  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.

  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

Важно знать, что уровень самооценки не устанавливается раз и навсегда. Самооценка меняется, и особенно в дошкольном возрасте. Наше отношение к ребенку, оценка его успехов и неудач - все это оказывает влияние на отношение ребенка к себе.

Занятия по коррекции речевых проблем, нарушений письма и чтения, подготовка к школе.
Запись по телефону 8-912-23-11-704.
2007-05-10


Hosted by uCoz