Болезнь... для мамы



Болезнь... для мамы

Несколько лет назад ко мне на консультацию по поводу своего девятилетнего сына пришла женщина. Она жаловалась, что мальчику тяжело дается учеба, что она вынуждена отказаться от карьеры, чтобы заниматься его воспитанием, говорила о необычайно близких и трогательных отношениях между нею и сыном, хорошем взаимопонимании и для иллюстрации этой близости рассказала следующее:

- Он так не любит оставаться без меня, знаете, уже несколько раз было если мы с мужем собираемся пойти в театр у сына поднимается температура, и мы, естественно остаемся дома, а на другой день сын уже бодр и весел, словно ничего и не было.

В то время я только начинала заниматься психотерапией и еще не знала, что такое «психосоматика», но этот случай показался странным и остался в памяти.

О том, что телесное здоровье зависит от состояния души, психики человека известно с давних времен. Непосредственно о психосоматике различных аспектах плохого самочувствия, болезней, возникающих под действием негативных переживаний - начали говорить около сорока лет назад под влиянием психоанализа. В 1980г. В США возникла новая междисциплинарная наука психонейроиммунология, основным тезисом которой является : «Состояние души людей, которые могут быть веселыми или печальными, испытывать чувство вины, обиду, другие переживания оказывает влияние на иммунную систему».

Комфортное состояние психики создает благоприятный эмоциональный фон, выделяются гормональные вещества, способствующие увеличению в крови числа гранулоцитов - клеток, ответственных за иммунитет и наоборот, неотреагированные эмоции, незавершенные ситуации запускают в организме биохимические процессы, снижающие в крови количество этих клеток.

В настоящее время ослабленный иммунитет у детей встречается очень часто. Отчасти в этом «виновата» плохая экология, вмешательство технократических процессов в биологические, но кроме того проблемы с иммунитетом вызываются и психологическими аспектами. Чтобы понять, что творится в душе человека, психотерапевты тщательно изучают его сновидения, свободные ассоциации, незавершенные ситуации. Но тело человека (со всеми его мышечными зажимами, спазмами внутренних органов) тоже может быть ценным объектом для изучения.

«В здоровом теле - здоровый дух», и если тело не здорово, то , значит и с духом (психикой) не все в порядке. Таким образом, болезнь человека может дать ценную информацию о психологических нарушениях в его жизни.


Как рождается болезнь?

Примерная схема возникновения болезни под влиянием психических переживаний такова: человек испытывает определенную эмоцию, например, ребенок злится на маму, что не удовлетворила какую-то его просьбу или каприз, при этом, если он выражает эту злость в плаче, крике, других действиях с его организмом не происходит ничего плохого.

Но если в семье не принято выражать свою злость открыто, прямо или косвенно транслируется : « На маму злится нельзя!», то что делать со своим гневом ребенку? Ему остается сорвать злость на ком-то более слабом, зависимом от него («Не мучай кошку!», « Не отнимай у брата игрушки!»), или обратить эту злость на самого себя - и здесь велика вероятность возникновения болезни.

Обычно психосоматике подвергается самый слабое место в организме ребенка: если у него проблемы с желудком, то возникают болезни, связанные с пищеварением - обращенная на себя злость «разъедает» его изнутри, способствуя возникновению язвы.

Если у ребенка в силу наследственности есть риск плохого зрения, то в результате воздействия психотравмирующей ситуации возникает близорукость, как выражение символического желания «не видеть этого, уйти от того, что не нравится».

Если у ребенка проблемы с органами дыхания, то « атмосфера собственной злости», в которую он попадает, способствует возникновению различных простудных заболеваний, а также гайморитов, бронхитов и пр. Конечно, болезнь не возникает после одной двух ситуаций невыражения своей злости. Но если это происходит постоянно, разрушительная энергия периодически направляется на один и тот же участок тела, возникают мышечные зажимы, а потом и изменения на уровне клеток выбранного органа.

На ранних этапах, пока болезнь не стала хронической, возможно только психотерапевтическое воздействие, направленное на устранение причины заболевания. В нашем случае позволить ребенку выражать свою злость матери, научить его делать это социально приемлемыми способами, а маму - принимать эту злость, не впадая в панику и обиду.

Удержание любой эмоции внутри себя способствует возникновению напряжения в мышцах, и нарушению свободного, естественного протекания физиологических процессов. Так, если ребенку систематически не дают выражать свою радость («Не шуми, бабушку разбудишь» , «Не прыгай, веди себя прилично, мне стыдно за тебя» ) то это не менее вредно для него, чем невыражение злости или страха.

Не существует «вредных» и «полезных» эмоций каждая эмоция возникает как реакция ребенка на внешнюю (или внутреннюю) ситуацию. Задача взрослых научить ребенка, как обращаться со своими эмоциями социально приемлемыми способами, чтобы не причинять вред ни себе, ни окружению. Если вашего ребенка «распирает» от радости, а вы не даете ему проявить эту радость потому что «не место и не время», то со временем ребенок научится удерживать эмоцию в себе, но расплатится за это каким-либо соматическим неблагополучием.

В последнее время в психологизированных семьях, однако, наблюдаются случаи «впадания в крайность»: любые болезни понимаются как психосоматика и их пытаются лечить только психотерапией, даже в том случае, если болезнь затронула органическую основу, функционально изменились органы, ткани и объективно необходимо медикаментозное лечение.

Если возникли изменения на физиологическом уровне, то психотерапевтическое воздействие необходимо дополнять медикаментозным лечением. Иначе даже изменив поведение матери и ребенка в благоприятную сторону и устранив психологическую причину болезни, не учитывается, что пораженный участок тела все же изменился на клеточном уровне и только психологическое воздействие недостаточно.

Если же лечить только больной орган, без устранения психотравмирующей ситуации, то болезнь будет возникать снова и снова, так как причина ее остается.


Нежеланные дети и их болезни

Как-то раз я зашла к подруге без предупреждения и застала у нее заплаканную женщину, которая вскоре ушла. Подруга объяснила ситуацию:
- Вика только что узнала, что беременна, а у нее уже есть двое детей и мальчик и девочка полный набор, не хочет рожать, говорит, устала от детей, но и аборт делать тоже как-то не по-человечески и муж не разрешает...

Постепенно Вика смирилась со своей беременностью, и когда родилась дочь была ей рада и забыла о своих колебаниях в начале беременности. Но девочка росла болезненной и в три года заболела лейкемией. К большому огорчению окружающих спасти ее не удалось.


Как можно использовать болезнь?

Дети тонко чувствуют слабости взрослых и умеют использовать их себе на пользу. Они отлично манипулируют всеми доступными средствами, и даже болезнь может быть использована для достижения желанной цели. Я не имею в виду случаи симулирования болезни, когда ребенок настукивает повышенную температуру на градуснике или притворяется больным. Речь идет о реальной болезни, но она почему-то очень выгодна для ребенка по тем или иным причинам.

...Моя дочь не любит ходить в детский сад. Утром, когда я тороплюсь на работу, разрываясь между собственным завтраком и поисками детских колготок вдруг слышу
- Мама, у меня живот болит.

Смотрю на нее повнимательнее, действительно какая-то вялая, бледная, становится ее жалко и я спешно звоню няне, чтобы оставить дочь дома. Уходя на работу замечаю некоторое оживление в ее поведении, а вернувшись через полдня, застаю дочь здоровой и бодрой, и слышу недоумение няни:

- Говорили - живот болит, а она скакала весь день.

Болезнь для ребенка нечто иное, чем для взрослого. Когда заболевает взрослый, он знает, что часть обычной работы (например , по дому) придется делать даже в таком состоянии, а по выздоровлению его ждет двойная (тройная )порция накопившихся дел. Для ребенка все иначе родители становятся добрыми и ласковыми, разрешают делать то, что обычно нельзя, покупают разные подарки согласитесь, ради этого можно потерпеть немного боли!

«...Мне разрешают спать до обеда, читать книжки в кровати, мама приносит мне в постель теплое какао с пирожками!»; «...У меня высокая температура, мне снятся необычные сны, я много сплю и смотрю их, как кино...»; « Каждый день после работы мама приносит мне шоколадный батончик, она садится ко мне на кровать и подолгу разговаривает со мной, при этом даже не отвлекается на мою сестру!» Все это - детские воспоминания о болезни моих взрослых знакомых.

Наверняка каждый родитель вспомнит хоть один эпизод, когда ребенок заболевал «очень кстати» - перед контрольной, экзаменом, выступлением в музыкальной школе, перед поездкой к родственнице, которую он не очень любит и т. д. В основе подобных случаев лежит бессознательное желание отдохнуть, уйти от неприятной ситуации, а болезнь является средством, дорогой к желанной цели.

В некоторых семьях существуют негласные послания, которые передаются от поколения к поколению. Эти послания могут касаться разных аспектов жизни, в том числе и здоровья.

...Моя тетя по отцу умерла от скарлатины в 14 лет. Это было в 1940 году, семья жила в деревне, где ребенку не успели оказать квалифицированную медицинскую помощь. Когда в прошлом году скарлатиной заболела моя девятилетняя дочь, я очень волновалась. Вероятно, на бессознательном уровне я вынесла из бабушкиных рассказов послание: «Бойся скарлатины, от нее умирают!»

Послания могут быть самые разные: «Насморк не повод отказываться от работы, переноси его на ногах»; «Не пользуйся таблетками, лечись народными средствами»; «Сердце болит только у добрых людей»; «Закаляйся и не будешь болеть!»; «Есть постыдные болезни, приличные люди ими не болеют!»; «Крещеные дети болеют меньше, чем не крещеные» и т. д.

От разных родственников могут идти разные послания, они могут быть противоречивыми или дополнять друг друга. Обычно послания не осознаются, и человек не может объяснить, почему, например, любую болезнь он готов лечить народными средствами, и считает, что все врачи шарлатаны. Но если покопаться, то может выясниться, что в роду этого человека была бабушка, лечившая травками всю деревню или родственник, которого «в больнице залечили, а он стал заниматься моржеванием и выздоровел».

Важно понять, есть ли послания, касающиеся здоровья в вашей семье, от кого они идут и что предписывают вам делать. Дети наиболее чувствительны к бессознательным посылам и могут реализовать их себе во вред. Возможно, если бы я не приняла близко к сердцу рассказы бабушки о своей тете, моя дочь не заболела бы довольно редкой для нашего времени скарлатиной.

Взрослым необходимо осознавать свои страхи по отношению к собственным детям, иначе есть вероятность, что бессознательно мы притягиваем пугающую нас ситуацию «Чего опасаешься, на то и нарываешься».


Аллергия на учебу

Когда на консультации или в разговоре я слышу: «Мой ребенок часто болеет», я пытаюсь проследить связь определенной болезни с типом воспитания, которому подвергается данный ребенок. Из анализа своих и чужих случаев, психологической литературы удается проследить некоторую зависимость симптомов от ошибок воспитания. Конечно, прямой связи нет, каждый случай нуждается в тщательном рассмотрении и все же...

Астма, аллергия часто возникают в тех семьях, когда ребенку «чего-то много»: мамы с ее постоянным контролем, младшего брата, учебы («Мы после садика идем на подготовку к школе, потом по вторникам и четвергам на танцы, а по воскресеньям Саша занимается с репетитором английским!»).

Неумение или нежелание выражать свои негативные эмоции, может способствовать повышенному травматизму таких детей.

Они постоянно что-то на себя роняют, в помещении передвигаются так неловко, что ударяются о мебель, синяки, ссадины, царапины всех видов для них привычное дело.

Энурез или энкопрез могут быть вызваны бессознательным желанием удержать маму около себя, либо быть протестом против какого-то события, местью за невыполненное желание.

Известно, что если в группе или в классе объявлен карантин , не все дети , бывшие в контакте с инфицированным заболевают. Но существуют и такие дети, которые цепляют инфекцию вроде бы «ниоткуда». Повышенная болезненность ребенка возможна связана с опасением взрослого (мамы, папы, бабушки или всех сразу), что ребенок станет более самостоятельным, перестанет нуждаться в них так как раньше, отсюда желание родителей инфантилизировать свое чадо.

Иногда дети болеют, чтобы отвлечь родителей от семейных проблем. Например: родители Стасика собираются разводиться, сын серьезно заболевает, это сплачивает мужа и жену, им уже не до развода, они поглощены заботами о выздоровлении сына. Но вот несчастье позади и снова на первый план выступают разногласия, которые делают невозможным сохранение семьи.

Различные диатезы, раздражения кожи указывают на проблемы в общении с людьми. Это может быть реакция на ситуацию, когда «мамы много, а сверстников мало» - как у «домашнего» ребенка, не посещающего детский сад. Подростковые угри тоже являются не только нарушением обмена веществ в организме, но и симптомом, что у данного ребенка есть проблемы в отношениях с окружающими.

В заключение хочу отметить, что для меня не существует «просто болезни», без психологической причины. Первоначально возникает сбой в душевном состоянии, что порождает нарушения на телесном уровне, которые и являются болезнью. Нередко инфекционные болезни, тоже являются психосоматическими: ребенок находится в психотравмирующей ситуации, длительный стресс ослабляет его иммунитет и он «хватает» инфекцию, которая есть в его окружении.

Известно немало случаев, когда в семье один ребенок заболевает заразной болезнью, родители ждут неминуемого заражения другого ребенка, а тот и не думает болеть, потому что психологически он благополучен, иммунитет его в норме, и вообще болеть ему сейчас невыгодно...

Может быть, болезнь ребенка это символическое послание окружающим его взрослым. Наша задача понять - что именно хочет сообщить таким образом маленький человек и помочь ему.

Возможно, через какое-то время, вполне обычным делом будет услышать следующее: «У Вас часто болеет ребенок? А Вы ходили с ним к психологу?»


Статья Галины Колпаковой, психолога, специалиста по работе с детьми
2007-06-17


Hosted by uCoz