Хорошее зрение: дар природы или заслуга родителей?



Хорошее зрение: дар природы или заслуга родителей?

Что и как видит новорожденный

В первые две недели новорожденные практически почти не реагируют на зрительные стимулы под влиянием яркого света у них сужаются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают независимо друг от друга. В этот период зрение пока еще слабо связано с сознанием.

Через две пять недель после рождения младенец может фиксировать взгляд на любом световом источнике (пламя свечи, свет фонарика в темноте). На 10-й день ребенок уже следит глазами за крупной яркой игрушкой (больше 15 см), которая движется в поле его зрения на расстоянии 20 75 см. Тем не менее, до двух четырех месяцев зрение новорожденного все равно считается слаборазвитым. Младенцы в основном смотрят по горизонтали, а со временем по вертикали. При этом многие родители пугаются, когда замечают, что зрачки у малыша направлены в разные стороны, т.е. каждый глаз как бы блуждает сам по себе. Пока такие беспокойства излишни это вполне нормально. Только через четыре, а иногда и восемь недель у новорожденных согласуются движения обоих глаз. Если же косоглазие сохраняется более восьми недель, малыша необходимо показать врачу.

В течение второго месяца жизни ребенок начинает осваивать ближнее пространство. Он уже фокусирует взгляд на игрушках и следит за их движением. При этом задействованы зрение, слух и осязание, которые взаимодополняют и контролируют друг друга. У ребенка складываются первые представления об объемности предмета. Если мимо него проплывают красочные игрушки, он будет следить за ними взглядом и во всех направлениях: вверх, вниз, влево, вправо. Специалисты считают, что уже в этот период у ребенка формируется способность различать простейшие цвета. Именно поэтому дети предпочитают не черно-белые, а цветные игрушки и изображения.

На третьем-четвертом месяце уровень развития движений глаз у ребенка уже достаточно хороший. Родителям следует помнить: при наличии в поле зрения ребенка пестрых, привлекательных, движущихся предметов, а также людей, совершающих разнообразные действия, зрительная функция у малыша развивается быстрее. Этому также способствуют манипуляции, основывающиеся на хватательном рефлексе различных предметов размером с кубик. Однако когда ребенок тянется за предметом, он, как правило, неверно оценивает расстояние до него, кроме того малыш часто ошибается и в определении объемности предметов. Он пытается схватить движущиеся тени и бестелесные солнечные пятна на одеяле, взять цветок с платья матери, не понимая, что этот цветок составляет часть плоского рисунка. Восприятие объема у детей развивается тогда, когда они начинают передвигаться в пространстве. Специалисты считают, что это создает предпосылки к различению формы предметов.

С шестого месяца ребенок активно рассматривает и обследует своё ближайшее окружение. Значительно совершенствуется хватание, которое становится все более точным. На основе этого формируются зрительные представления о расстоянии, что, в свою очередь, развивает у малыша трехмерное восприятие.

В период от восьми до двенадцати месяцев ребенок воспринимает предмет не только в целом, но и по его частям. Он активно начинает искать предметы, которые внезапно исчезают с поля его зрения, т.к. понимает, что предмет не перестал существовать, а находится в другом месте, т. е. малыш уже фиксирует объективные связи между предметами.


Родители должны знать

Глаза не только зеркало души, они отражают общее состояние здоровья. Многие не знают, что болезни глаз и плохое зрение это не одно и то же. Болезни глаз (катаракта, глаукома) возникают в результате патологических изменений в различных частях глаза, нарушения деятельности как самого глаза, так и других органов, плохое зрение (близорукость, дальнозоркость) представляет собой неспособность глаза (как целостного аппарата) приспособиться к физиологическому акту видения.

Различные заболевания глаз и нарушения рефракции (астигматизм, косоглазие) в настоящее время можно исправить хирургическим путем. Тем не менее родители должны иметь хотя бы элементарное представление о строении глаза.

К моменту рождения у большинства детей слезные органы (слезно-носовой канал, слезные точки) проходимы. Однако у 1/3 новорожденных нижний отдел слезно-носового канала закрыт эпителиальной пробкой, что может привести к дакриоциститу воспалению слезного мешка. У крохи в первые же недели жизни появляются слизисто-гнойные выделения, постоянно текут слезы, развивается конъюнктивит.

Кривизна роговицы малыша меньше, чем у взрослого, поэтому ее преломляющая способность выше. Это объясняет дальнозоркость различной степени у большинства детей (92 %).

Посещать офтальмолога и проверять зрение у детей до года рекомендуется в один, три, шесть и двенадцать месяцев. Особенно это касается тех малышей, которые входят в группу риска, а именно:

когда один или оба родителя ребенка имеют какое-либо отклонение в зрении;
когда младенец родился недоношенным;
если среди родственников есть больные катарактой.
Родители не всегда могут самостоятельно обнаружить у ребенка отклонения в работе зрительных функций, поэтому необходим профилактический осмотр офтальмолога в год, три, пять и семь лет. Это поможет предупредить различные нарушения рефракции аметропию (близорукость, дальнозоркость), амблиопию (слабость зрения), косоглазие.


При осмотре вашего малыша врач оценивает:

состояние век. Их подвижность, правильность положения, цвет кожи, ширину и форму глазной щели. При этом к патологии относится: опущение верхнего века, заворот и выворот век, воспаления, сосудистые разрастания, покраснение и утолщение краев век, зуд, образование чешуек, плотно прилегающих к коже;
состояние слизистой оболочки. Конъюнктивит (воспаление слизистой) у детей составляет 30 % всей глазной патологии. Проявляется он в виде покраснения слизистой с различными выделениями и отеками;
состояние слезовыводящих путей. У здоровых деток слезотечение отсутствует;
положение и подвижность глазных яблок. К патологии относят косоглазие, ограниченную подвижность, нистагм (подергивание глаза);
состояние роговицы. Роговица должна быть прозрачной, блестящей. При патологии она частично или диффузно мутная (тусклая). На ней могут появляться гнойные язвы, которые иногда приводят к образованию бельма. Впрочем, врожденное помутнение хрусталика встречается крайне редко, но в этих случаях ребенок нуждается в срочной операции;
состояние радужной оболочки. Она имеет четкий рисунок и ярко выраженный цвет. При патологии рисунок смазан, возможны сосудистые разрастания;
состояние зрачка. Он должен быть круглым, черным. В зависимости от освещения диаметр зрачка колеблется от 1,5 до 2,5 мм. В первые четыре шесть недель жизни новорожденного диагностическим признаком нормального зрения считается сужение зрачков при неожиданном появлении источника света;
цветовое зрение. Ребенок довольно рано способен различать цвета. В то же время, если он путает основные цвета (красный, зеленый, синий) не беда! Такие ошибки различения допустимы до трех лет;
остроту зрения. Впервые её можно проверить в три-четыре года по детской таблице в офтальмологическом кабинете.
2007-07-18


Hosted by uCoz