Кубики Зайцева
Кубики Зайцева
Мама с четырехлетним сынишкой идут по улице и пытаются читать все вывески, которые попадаются на их пути:
- Мама, что здесь написано?
- Пожалуйста, читай.
- Слово какое-то длинное...
- А ты по складам попробуй.
- Ко-н-ди-те-р-с-ка-я.
Такой вот диалог многодетной мамы с одним из детей. Однажды познакомившись с системой педагога Н. А. Зайцева, Марина до сих пор считает ее самой эффективной и увлекательной: "Я уже не умею учить детей читать по-другому. Просто потому, что не умею общаться с ними по-другому, кроме как с уважением, не умею с ними по-другому жить, кроме как интересно".
Склад вместо буквы
В основе системы Н.А. Зайцева лежит идея о том, что элементарной частицей речи является не буква, не слог, а склад или осознанное мускульное усилие речевого аппарата. Эти усилия может явно ощутить любой человек, легко обхватив рукой шею под основанием челюсти и произнеся что-нибудь вслух.
"Наш речевой аппарат устроен так, что все, что бы мы ни произносили, - это комбинации из пар "согласный-гласный",- поясняет Николай Александрович. За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он есть. Наши предки чувствовали это и ставили "ъ" в конце существительных, оканчивающихся на согласный. Гласный же обязательно предваряется согласным. Это не всегда отражено на письме, но, держа руку на горле, произнесите "о-а-зис". Вы почувствуете усилие связок и перед "о", и перед "а". Складовой принцип обучения имеет нечто общее с тем, как ребенок начинает говорить: он ведь не произносит отдельные буквы "м" и "а", он говорит "ма". Так и на кубиках - понятно и естественно.
Хочу все - и сразу!
По методике Зайцева весь русский язык в складах дается ребенку на кубиках и настенных таблицах. Все - и сразу. Раз - и навсегда. Не боясь, что ребенок растеряется, не воспримет, перенапряжется. Зайцев уверен, что дитя гораздо сильнее утомляется от примитивной развлекаловки. Его кубики - это русский язык, в который можно поиграть.
Его можно взять в руки, он весом и зрим. Эти необычные кубики различаются по 46 признакам, в том числе и по весу. Кубики, то есть склады, делятся на большие и маленькие, "железные" и "деревянные" и два "золотых" кубика с гласными. Большие - это те, что в официальном русском языке носят название "твердые". Маленькие - это склады "мягкие". Николай Александрович с этой терминологией решительно не согласен.
"Ну что здесь твердого и мягкого? - сердится он. - А вот большое и маленькое есть!" Сравните, как раскрывается рот, когда вы говорите "БА" и "БЯ", "У" и "Ю", "О" и "Ё". На звонком большом "золотом" кубике с гласными, который заполняется монетками, маленькими наперстками или колокольчиками, для наглядности нарисована клубника. Так, "с клубникой во рту", и произнесем: "А-О-У-Ы-Э". Другие большие кубики: Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ, В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ и т. д. У маленького золотого кубика своя песня, "с земляникой во рту": "Я-Ё-Ю-И-Е". Другие маленькие кубики: БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ, ВЬ-ВЯ-ВЁ-ВЮ-ВИ-ВЕ, ДЬ-ДЯ-ДЁ-ДЮ-ДИ-ДЕ и т.д.
Отдельно стоят пять двойных кубиков: это склады с теми согласными, которые не со всеми гласными "дружат". "Железные" и "деревянные" - это (на привычной терминологии, которую мы еще в школе проходили) звонкие и глухие склады. Начинка "железных" кубиков - крышечки-пробки от кока-колы или пива. В маленьких железных - но четыре крышечки, в больших - но шесть, и один тяжелый, "весь железный" кубик со складом "И" - в нем восемь крышечек. Начинка деревянных кубиков - кусочки дерева или фасоль. Теперь все в порядке: "золотые" кубики звенят, "железные" гремят, а "деревянные" глухо постукивают.
Сначала... пишем
Итак, у вас в руках инструмент - кубики, таблицы, кассета с напевками и методичка, которая обязательно входит в комплект "Кубиков Зайцева". Что со всем этим делать? Смело начинать писать! Кубиками и указкой по таблице, понимая под письмом не пачкание бумаги, а процесс превращения ЗВУКОВ в ЗНАКИ. Мы думаем, что учим ребенка читать, а он идет к чтению через письмо. Ему нужно понимать, как слова делаются, разбирать на части и вновь собирать. Начните писать с того, что ребенку дороже всего - его имя, фамилию, отчество (он будет рад почувствовать себя большим), любимые блюда, игрушки, имена близких людей.
Составив в одном конце комнаты МАМА, на столе установив БАБУШКА ОЛЯ, а у окна ДЯДЯ КОСТЯ, поиграйте: "А теперь беги к БАБУШКЕ! Смотри, кто приехал, - ДЯДЯ КОСТЯ! Встречай его! А теперь МАМА зовет тебя с собой!" Так перед вами раскроются возможности кубиков - обучать ребенка в движении, не принося в жертву грамотности зрение и осанку.
Теперь, чтобы можно было работать с кубиками, ребенку надо познакомиться с ними. Не прекращая чистить картошку (помешивать кашу), попросите: "Принеси, пожалуйста, из комнаты любой кубик, какой тебе нравится!" И, поворачивая кубик к ребенку той гранью, которую вы называете, пропойте все склады: "А-О-У-Ы-Э!" "Теперь найди еще большой кубик! Еще деревянный! Теперь маленький!" Пропойте любой столбик складов по таблице и предложите ребенку найти такой же кубик. Так он заодно освоит и склады, и их классификацию.
Но почему "пропойте", а не "прочитайте"? Композитор Георгий Струве, руководитель хора "Пионерия" в г.Железнодорожный, и его жена Любовь, работающие с дошколятами, давно сотрудничают с Зайцевым и видят, что обучение чтению с пением идет веселее и продуктивнее.
Не расстраивайтесь, если с кубиками детки занимались минут 15, а потом целый час катали машинки: они свое уже взяли. Десяти таких занятий достаточно, чтобы четырехлетка начал читать.
Не только кубики
Вы найдете множество игр и заданий с кубиками в книге Николая Зайцева "Письмо. Чтение. Счет".
"У кого дежурный детектив на ночь, а я перед сном этой книгой зачитывалась. Открывала с любого места и каждый раз находила что-то новое", - это откровение одной из последовательниц системы Зайцева. Но, тем не менее, вы скоро обнаружите, что "готовенького" мало и ваша совместная с ребенком деятельность будит фантазию и подсказывает вам новые идеи.
Вообще система Зайцева - это не только кубики. Попробуйте занять одну из стен квартиры под таблицы "Стосчет", и призрак страшной математики никогда не будет мучить вашего ребенка. И пусть сначала счет методом тыканья пальчиком в каждую клетку кажется непродуктивным, зато он нагляден, понятен и дает реальное представление о количестве. В "Стосчете" каждое число дано в цифровом и количественном выражении. Если это 98, значит, рядом ребенок увидит 98 кружочков или квадратиков, расположенных в определенной системе. Очень скоро родной сын или дочь удивят вас тем, что им в сотне уже тесно.
Все методики Зайцева, выстроенные по принципу "от наглядно-образного через конкретно-действенное к абстрактно-логическому", развивают не только детей. Родители, прошедшие школу Зайцева, сохраняют здоровую "вредность" и критичность. Имея четкие критерии, они всегда могут выбрать для своего ребенка хорошую школу и педагога.
Есть один простой тест, чтобы понять, все ли вы делаете правильно: вам и вашему ребенку должно быть хорошо. Кубики и таблицы должны стать частью вашей жизни, а сами занятия быть почти незаметными, минутными. И не забывайте одну простую истину: это методика Зайцева для вас, а не вы для методики. Играйте в нее так, как нравится вам, и польза обязательно будет!
Методика удивления
Что хорошо показано, о том не надо долго рассказывать. Стройная продуманная система - уже половина дела. Чего бы стоила таблица умножения, не будь она таблицей?! Но сами по себе кубики без вдохновенной мамы (няни, бабушки, учителя) ничего не сделают.
Идею обучения "по Зайцеву" и подхватывают именно те родители и педагоги, которые не устают удивляться способностям детей, но чувствуют, что традиционные методы работы со школьниками совсем не годятся для дошколят. Система Зайцева - для тех, кто верит, что жизнь с детьми дана нам для радости и творчества.
по материалам babylib.by.ru
- Мама, что здесь написано?
- Пожалуйста, читай.
- Слово какое-то длинное...
- А ты по складам попробуй.
- Ко-н-ди-те-р-с-ка-я.
Такой вот диалог многодетной мамы с одним из детей. Однажды познакомившись с системой педагога Н. А. Зайцева, Марина до сих пор считает ее самой эффективной и увлекательной: "Я уже не умею учить детей читать по-другому. Просто потому, что не умею общаться с ними по-другому, кроме как с уважением, не умею с ними по-другому жить, кроме как интересно".
Склад вместо буквы
В основе системы Н.А. Зайцева лежит идея о том, что элементарной частицей речи является не буква, не слог, а склад или осознанное мускульное усилие речевого аппарата. Эти усилия может явно ощутить любой человек, легко обхватив рукой шею под основанием челюсти и произнеся что-нибудь вслух.
"Наш речевой аппарат устроен так, что все, что бы мы ни произносили, - это комбинации из пар "согласный-гласный",- поясняет Николай Александрович. За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он есть. Наши предки чувствовали это и ставили "ъ" в конце существительных, оканчивающихся на согласный. Гласный же обязательно предваряется согласным. Это не всегда отражено на письме, но, держа руку на горле, произнесите "о-а-зис". Вы почувствуете усилие связок и перед "о", и перед "а". Складовой принцип обучения имеет нечто общее с тем, как ребенок начинает говорить: он ведь не произносит отдельные буквы "м" и "а", он говорит "ма". Так и на кубиках - понятно и естественно.
Хочу все - и сразу!
По методике Зайцева весь русский язык в складах дается ребенку на кубиках и настенных таблицах. Все - и сразу. Раз - и навсегда. Не боясь, что ребенок растеряется, не воспримет, перенапряжется. Зайцев уверен, что дитя гораздо сильнее утомляется от примитивной развлекаловки. Его кубики - это русский язык, в который можно поиграть.
Его можно взять в руки, он весом и зрим. Эти необычные кубики различаются по 46 признакам, в том числе и по весу. Кубики, то есть склады, делятся на большие и маленькие, "железные" и "деревянные" и два "золотых" кубика с гласными. Большие - это те, что в официальном русском языке носят название "твердые". Маленькие - это склады "мягкие". Николай Александрович с этой терминологией решительно не согласен.
"Ну что здесь твердого и мягкого? - сердится он. - А вот большое и маленькое есть!" Сравните, как раскрывается рот, когда вы говорите "БА" и "БЯ", "У" и "Ю", "О" и "Ё". На звонком большом "золотом" кубике с гласными, который заполняется монетками, маленькими наперстками или колокольчиками, для наглядности нарисована клубника. Так, "с клубникой во рту", и произнесем: "А-О-У-Ы-Э". Другие большие кубики: Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ, В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ и т. д. У маленького золотого кубика своя песня, "с земляникой во рту": "Я-Ё-Ю-И-Е". Другие маленькие кубики: БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ, ВЬ-ВЯ-ВЁ-ВЮ-ВИ-ВЕ, ДЬ-ДЯ-ДЁ-ДЮ-ДИ-ДЕ и т.д.
Отдельно стоят пять двойных кубиков: это склады с теми согласными, которые не со всеми гласными "дружат". "Железные" и "деревянные" - это (на привычной терминологии, которую мы еще в школе проходили) звонкие и глухие склады. Начинка "железных" кубиков - крышечки-пробки от кока-колы или пива. В маленьких железных - но четыре крышечки, в больших - но шесть, и один тяжелый, "весь железный" кубик со складом "И" - в нем восемь крышечек. Начинка деревянных кубиков - кусочки дерева или фасоль. Теперь все в порядке: "золотые" кубики звенят, "железные" гремят, а "деревянные" глухо постукивают.
Сначала... пишем
Итак, у вас в руках инструмент - кубики, таблицы, кассета с напевками и методичка, которая обязательно входит в комплект "Кубиков Зайцева". Что со всем этим делать? Смело начинать писать! Кубиками и указкой по таблице, понимая под письмом не пачкание бумаги, а процесс превращения ЗВУКОВ в ЗНАКИ. Мы думаем, что учим ребенка читать, а он идет к чтению через письмо. Ему нужно понимать, как слова делаются, разбирать на части и вновь собирать. Начните писать с того, что ребенку дороже всего - его имя, фамилию, отчество (он будет рад почувствовать себя большим), любимые блюда, игрушки, имена близких людей.
Составив в одном конце комнаты МАМА, на столе установив БАБУШКА ОЛЯ, а у окна ДЯДЯ КОСТЯ, поиграйте: "А теперь беги к БАБУШКЕ! Смотри, кто приехал, - ДЯДЯ КОСТЯ! Встречай его! А теперь МАМА зовет тебя с собой!" Так перед вами раскроются возможности кубиков - обучать ребенка в движении, не принося в жертву грамотности зрение и осанку.
Теперь, чтобы можно было работать с кубиками, ребенку надо познакомиться с ними. Не прекращая чистить картошку (помешивать кашу), попросите: "Принеси, пожалуйста, из комнаты любой кубик, какой тебе нравится!" И, поворачивая кубик к ребенку той гранью, которую вы называете, пропойте все склады: "А-О-У-Ы-Э!" "Теперь найди еще большой кубик! Еще деревянный! Теперь маленький!" Пропойте любой столбик складов по таблице и предложите ребенку найти такой же кубик. Так он заодно освоит и склады, и их классификацию.
Но почему "пропойте", а не "прочитайте"? Композитор Георгий Струве, руководитель хора "Пионерия" в г.Железнодорожный, и его жена Любовь, работающие с дошколятами, давно сотрудничают с Зайцевым и видят, что обучение чтению с пением идет веселее и продуктивнее.
Не расстраивайтесь, если с кубиками детки занимались минут 15, а потом целый час катали машинки: они свое уже взяли. Десяти таких занятий достаточно, чтобы четырехлетка начал читать.
Не только кубики
Вы найдете множество игр и заданий с кубиками в книге Николая Зайцева "Письмо. Чтение. Счет".
"У кого дежурный детектив на ночь, а я перед сном этой книгой зачитывалась. Открывала с любого места и каждый раз находила что-то новое", - это откровение одной из последовательниц системы Зайцева. Но, тем не менее, вы скоро обнаружите, что "готовенького" мало и ваша совместная с ребенком деятельность будит фантазию и подсказывает вам новые идеи.
Вообще система Зайцева - это не только кубики. Попробуйте занять одну из стен квартиры под таблицы "Стосчет", и призрак страшной математики никогда не будет мучить вашего ребенка. И пусть сначала счет методом тыканья пальчиком в каждую клетку кажется непродуктивным, зато он нагляден, понятен и дает реальное представление о количестве. В "Стосчете" каждое число дано в цифровом и количественном выражении. Если это 98, значит, рядом ребенок увидит 98 кружочков или квадратиков, расположенных в определенной системе. Очень скоро родной сын или дочь удивят вас тем, что им в сотне уже тесно.
Все методики Зайцева, выстроенные по принципу "от наглядно-образного через конкретно-действенное к абстрактно-логическому", развивают не только детей. Родители, прошедшие школу Зайцева, сохраняют здоровую "вредность" и критичность. Имея четкие критерии, они всегда могут выбрать для своего ребенка хорошую школу и педагога.
Есть один простой тест, чтобы понять, все ли вы делаете правильно: вам и вашему ребенку должно быть хорошо. Кубики и таблицы должны стать частью вашей жизни, а сами занятия быть почти незаметными, минутными. И не забывайте одну простую истину: это методика Зайцева для вас, а не вы для методики. Играйте в нее так, как нравится вам, и польза обязательно будет!
Методика удивления
Что хорошо показано, о том не надо долго рассказывать. Стройная продуманная система - уже половина дела. Чего бы стоила таблица умножения, не будь она таблицей?! Но сами по себе кубики без вдохновенной мамы (няни, бабушки, учителя) ничего не сделают.
Идею обучения "по Зайцеву" и подхватывают именно те родители и педагоги, которые не устают удивляться способностям детей, но чувствуют, что традиционные методы работы со школьниками совсем не годятся для дошколят. Система Зайцева - для тех, кто верит, что жизнь с детьми дана нам для радости и творчества.
по материалам babylib.by.ru
2007-07-27
Предыдущие новости:
Зачем нужны прививки перед поступлением в садик? | Как предупредить мастит | Варвара краса длинная коса | Дюжина признаков того, что у вас есть дети | Поздний ребенок | Что взять с собой в роддом и родзал | Реестр лучших тестов на беременность | 7 главных проблем молодой матери | Какие бывают коляски | Правила игрушечного выбора |
Зачем нужны прививки перед поступлением в садик? | Как предупредить мастит | Варвара краса длинная коса | Дюжина признаков того, что у вас есть дети | Поздний ребенок | Что взять с собой в роддом и родзал | Реестр лучших тестов на беременность | 7 главных проблем молодой матери | Какие бывают коляски | Правила игрушечного выбора |