Играем в математику. Первый счет



Играем в математику. Первый счет

Уже в 3 года многие малыши умеют считать в пределах 3 5, а некоторые в пределах 10, знакомы с понятиями один, много. Четырехлетние дети с удовольствием пересчитывают предметы на прогулках, рассматривая иллюстрации, рисуя.

В 5-летнем возрасте ребенок не только считает от 1 до 10, но и наоборот от 10 до 1. Он с удовольствием примет участие в игре Считай дальше (взрослый бросает мяч и говорит один, малыш, поймав мяч, отправляет его обратно и продолжает счет).

Очень полезной будет игра Найди соседей (у числа 2 соседи 1 и 3. Как ты думаешь, какие соседи у числа 3?)

Обычно в этом возрасте дети уже знакомы с цифрами.

Вырежьте небольшие квадратики из картона и напишите на каждом число от 1 до 10. Предложите ребенку правильно выложить карточки (по порядку).

Малышу понравится игра Какое число потерялось? (попросите его закрыть глаза и уберите одну карточку. Открыв глаза, ребенок должен определить, какого же числа не хватает).

Кроме карточек, можно использовать кубики с цифрами. Из них малыш с удовольствием построит числовые ступеньки, по которым пройдет любимый медвежонок, считая от 1 до 10 и в обратном порядке от 10 до 1. (такой счет в результате тренировочных упражнений должен быть доведен до автоматизма.)

Итак, в ходе ваших занятий ребенок должен усвоить, как каждое число обозначается печатной цифрой, какое место занимает оно в ряде от 1 до 10, после какого и перед каким числом его называют при счете.

Малыш должен понять, что каждое последующее число образуется из предыдущего и еще одной единицы (разумеется, эта формулировка для родителей, а не для запоминания детьми).

Предложите игру Сколько стало? Пусть малыш посадит на коврик три игрушки, а вы еще одну. Спросите, сколько их стало. Обратите внимание ребенка на то, как получилось четыре игрушки (к трем прибавили один).

Очень полезными будут игры, в ходе которых дети учатся получать большее число из двух меньших (как мы можем перевезти на грузовичке 5 кубиков, если все не помещаются в кузове? Можно взять сперва 4 кубика, а затем перевезти еще 1. Или сначала 3, а потом 2 и т.д.) Решая подобные задачи, ребенок усваивает состав чисел первого десятка.

Раскладывайте на тарелки яблоки, расставляйте в вазы цветы (Как мы можем разложить 9 яблок на 2 тарелки? Как 10 цветов можно расставить в две вазы?) Создавайте всевозможные игровые ситуации и через некоторое время ваш малыш, не задумываясь, расскажет, что число 6 можно получить, если к 5 прибавить 1, к 4 прибавить 2 или к 3 прибавить 3.

При изучении состава каждого числа можно использовать такие игры:

Найди пару (назови любое число до 10. Ты выбрал 8? Теперь я возьму одну карточку с цифрой, а ты подбери другую так, чтобы наши числа при сложении образовали число 8.) Можно использовать также устный вариант этой игры.

Дополни число до... (число, которое я назову, нужно дополнить до 8. Я называю 6. Сколько единиц не хватает, чтобы стало 8?) Поначалу ребенку легче будет справиться с заданием, если вы используете счетный материал (палочки, кружочки и т.д.) Тогда малыш увидит, что нужно взять 2 единицы, чтобы число 6 дополнить до 8. Постепенно нужно перейти к выполнению подобных заданий без опоры на наглядность.


Сложение и вычитание в пределах десяти. Задачи

Конечно же, ваш малыш уже знаком с простейшими примерами на сложение и вычитание, с задачами на нахождение суммы и разности.

К кормушке прилетели 3 синички и 2 воробья. Сколько всего птичек собрались пообедать? / Задача на нахождение суммы./

У зайчика было 4 морковки. Он съел 1 морковку. Сколько осталось? / Задача на нахождение разности. /

Пришла пора ознакомить ребенка с самим понятием задача, ее структурой.

Расскажите, что в задаче есть условие, вопрос, решение и ответ. Пусть малыш сам научится составлять задачи, предлагая решить их вам и другим детям. Обращайтесь к нему с просьбой придумать задачу, скажем, с числами 3 и 2.

Поиграйте в игру Найди задачу. /В предложенном вами рассказе должна содержаться задача, а ребенок ее находит, отличая от загадок и просто вопросов./

Для решения можно ввести новые виды задач, например:

У Алеши было 5 красных кубиков, а синих на 1 меньше. Сколько синих кубиков у Алеши?
На арене цирка выступают 4 тигра и 3 льва. На сколько больше тигров, чем львов?

Производя вычисления в ходе решения задач, дети могут пользоваться фишками (они заменяют предметы, о которых говориться в задаче). Фишками послужат вырезанные из картона квадратики, кружочки и т.п.

Теперь поговорим о сложении и вычитании в пределах 10-ти.

Малыш получает достаточное количество устных упражнений в ходе изучения состава чисел и решения задач. Кроме этого, нужно познакомить ребенка с понятиями сумма, разность, знаками плюс, минус, равняется и научить записывать примеры. Малыш еще не умеет писать, но он может выложить их при помощи изготовленных вами или купленных карточек (цифры и знаки).

Занимаясь с ребенком, играйте в школу, причем вы должны выступать как учителем, так и учеником. Не забудьте записать в ученики любимого медвежонка, куклу Барби и всех желающих членов семьи. Бабушка вашего малыша наверняка обрадуется, если строгий учитель поставит ей пятерку за правильно выполненное задание.

Готовя ребенка к школе, родители должны помнить, что добиться усвоения необходимого учебного материала не первостепенная задача. Главное вызвать у малыша интерес к учебе, желание пойти в школу.

Избегайте перегрузок при обучении, не ждите, когда ребенок устанет или ему станет скучно. Урок лучше закончить до того, как познавательная активность малыша начнет падать. Определить это очень просто: если в конце занятия ваш ребенок просит еще немножко посчитать вы на верном пути.


Бубнова Ксения Александровна
2007-07-27


Hosted by uCoz