>глубоко в подсознании укоренилось представление о том, что с появлением ребенка «жизнь для себя» прекратиться (причем навсегда), материнство – это жертва, ответственность, непосильный труд (причем не только физический, но и но моральный, эмоциональный и т.п.), лишение привычных радостей жизни (развлечений, дружеского общения, путешествий, да и просто полежать с книжкой на диване, когда захочется), или тем более с трудом завоеванных достижений (профессиональных, личностных, а иногда и физических – красота своего тела).
Откуда берутся такие представления, и почему они, с одной стороны, не осознаются, а с другой – так влияют на способность к зачатию и рождению ребенка?
Чаще всего это связано с семейной историей, опытом материнства старших женщин в семье (особенно своих мамы, бабушки, прабабушки). Причем, необходимость быть матерью и иметь детей постоянно на словах провозглашается (нередко даже преподносится как достоинство, достижение, главная жизненная ценность). Но на деле получается, что если бы детей не было (или было меньше), то жизнь женщины сложилась бы долее успешно в личностном плане: она не испытала бы таких лишений, смогла бы получить образование, осталась бы здоровой, красивой и т.п.
В практике нередко встречаются женщины со сходной семейной историей: у прабабушки было четверо детей, у бабушки – двое, а у мамы – единственная дочь, которая уже совсем не имеет детей. Нередко где-то рядом на «семейном дереве» оказывается тетка или двоюродная бабушка, которые тоже бесплодны. Рассказывая о своих прародительницах, женщины нередко говорят: «Бабушка была способной, энергичной, ей бы министром быть, но время было такое… родились дети, и всю себя она отдала им. А когда родилась я, маме пришлось бросить институт. Она потом доучивалась, но это было уже очень сложно с маленьким ребенком». Таким образом из поколение в поколение передается установка, что рождение детей приводит к нежелательным для личности и самореализации женщины последствиям. Возникает постоянное напряжение между необходимостью иметь детей – и «опасностью» этого шага. Такое внутреннее напряжение не имеет выхода в активное, осознаваемое переживание и поведение, что и создает условия для внутренней защиты от такого решительного и опасного шага.
Психологи такую передачу из поколения в поколение устойчивых представлений называют «семейным сценарием» или «родительской программой», маги и колдуны «родовым проклятьем». В таких случаях психологическая помощь может состоять в том, чтобы снять влияние на себя этой программы и построить свою, новую.
Усугубляется подобное положение современными условиями, когда женщина лишена гарантированной помощи близких (мамы и даже бабушки нередко работают, да и сами, наконец освободившись от заботы о детях, хотят «пожить для себя»), работа (иногда престижная и хорошо оплачиваемая) не «будет ждать», как это было раньше, пока ребенок подрастет и мама сможет вновь к ней вернуться. В результате женщина сознательно или бессознательно оттягивает время рождения ребенка (чаще до 30 лет и более). Потом делает ряд попыток забеременеть, длительно обследование, лечение и только в конце всего этого обращается к психологу. И туту вступают «в игру» еще два обстоятельства. Во-первых, усиливается тревога женщины – ведь годы идут, и, понятно, шансов все меньше. Появляется постоянное напряжение, страх, которые усиливаются тем, что женщина (и ее тело) уже привыкли жить «для себя», отодвигая время непростого шага, ведущего к решительной перемене всей своей жизни. Ведь это как прыжок с парашютом: прыжок в новую, другую, неизвестную во многом жизнь, где все будешь делать сама и только от тебя зависит, справишься ли ты с полетом. Все хорошо знают: прыгать надо сразу, чем дольше стоишь на краю, тем страшнее и труднее шагнуть вперед, в свободный, но опасный полет. А может, вообще не прыгать? И так пока все неплохо складывалось…
Конечно, все эти переживания – глубоко внутри, тщательно замаскированы (а иногда буквально задавлены) провозглашением необходимости и ценности перехода в материнство (и, конечно, готовности к этому). Но тело знает, что есть чего бояться, и «не пускает» сделать этот шаг. Нередко это проявляется в обстоятельствах, на первых взгляд, не имеющих отношение к успешности зачатия (и, конечно, желанию иметь ребенка). Например, женщина, не осознавая того, может выбрать партнера, от которого беременность «не получается» (по разным причинам). Нередко, с другими это получалось (или использовалось предохранение). Возможны и такое: как только возможность зачатия становится реальной, что-то случается с мужем, с ней самой или с другими близкими (командировки, болезни, «аврал» на работе, необходимость посвятить себя другим и т.п., а иногда даже ссоры, размолвки или просто усталость и «недостаточный эмоциональный настрой»). Реже не сходится гороскоп или что-то в этом роде. Бывает, что супруги в этом отношении как бы «передают эстафету друг другу».
Иногда для снятия таких психологических защит надо попробовать «тренировочный прыжок»: получить опыт новых ощущений, уверенность в том, что все получается, научиться, как это делается. Может помочь усыновление ребенка (нередко в практике лечения бесплодия беременность наступает именно после усыновления ребенка). Женщина (да и мужчина тоже) начинают видеть в родительстве положительные стороны, понимают. Что они остаются собой и не только что-то теряют, но многое приобретают. Появляется понимание и опыт того, как «распределить» себя и жизнь таким образом, чтобы прежние преимущества сохранились, и появились новые возможности и т.п. Тревога и «страх перед прыжком» уступают место опыту и положительным ожиданиям. Тело перестает сопротивляться и «соглашается» на беременность.
Так что упорное желание бесплодных пар во чтобы то ни стало получить своего ребенка и сопротивление усыновлению тоже может быть проявлением неосознаваемых защит от перехода в новую, родительскую жизнь. Для того, чтобы помочь семьям, имеющим такие психологические проблемы, недостаточно только высокой квалификации специалистов. Необходимо встречное желание будущих родителей понять себя, готовность к сложной и трудной работе со своим внутренним миром, со своей душой и своим телом. Но нередко именно к этому они оказываются менее всего готовы.
Если прочтя эту статью вы возмутитесь и решите: «Ну, уж это точно не обо мне. Я совсем другая. Я знаю, что больше всего на свете хочу ребенка, готова отказаться от всего ради этого, и уж конечно невозможно, чтобы я сама мешала тому, чтобы у меня родился ребенок!», то, скорее всего…. что-то вас сильно задело. Может быть, это все-таки и про вас тоже?