Вместо доктора - лошадка



Вместо доктора - лошадка

Уже более четырёх лет в Екатеринбурге существует терапевтическая верховая езда для детей с ограниченными возможностями. Курс реабилитации проводится в специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва по конному спорту. В посёлке Исток занимаются с детишками-инвалидами в возрасте от 2,5 до 15 лет.

Иппотерапия творит чудеса!

Не смотря на хмурое небо, на ипподроме во всю идут занятия. На белой лошади сидит тринадцатилетняя Ксюша. Её диагноз - ДЦП. При этом она не только удерживает равновесие без седла, но и выполняет различные упражнения - ложится, поворачивается, делает махи руками. Уже более 2-х месяцев девочка занимается иппотерапией. Результат заметен всем: стала держать спину, улучшилась осанка, а ноги больше не заплетаются друг за друга. Ксюша смогла ходить самостоятельно. Когда же инструктор впервые увидел её, она шла с поддержкой. Да и лошадей страшно боялась. Но со временем всё же полюбила животное:

Методику, которую используют для реабилитации детей с ограниченными возможностями, называют иппотерапией. Лечение основано на том, что шаг лошади идентичен шагу человека. Тот, кто не умеет ходить, садясь на лошадь, получает импульсы правильной ходьбы. В этом состоит уникальность метода! Кроме того, температура тела лошади на 1,5-2 градуса выше, чем у человека. Таким образом, у ребёнка разогреваются мышцы, а благодаря многочисленным упражнениям они двигаются правильно. Лечение применяют при нарушениях опорно-двигательного аппарата (вследствие ДЦП, полиомиелита, поражения ЦНС). Занятия эффективны и при поражении органов чувств (слепоте, глухоте) и нарушениях психоэмоциональной сферы (детский аутизм в разных стадиях). Как правило, один курс длится 2-3 месяца, а занятия проводятся 2 раза в неделю.

Уже два года на ипподроме с детьми работает инструктор- методист Елена Чепкина. О том, что такое реабилитация инвалидов, она знает не понаслышке - четыре года назад её муж оказался в инвалидной коляске. Благодаря поддержке жены, в этом году на московском чемпионате России среди инвалидов Александр получил серебряную медаль.

- Иппотерапия помогла моему мужу и многим ребятишкам, что приходят ко мне на занятия, - рассказывает Елена Чепкина. - Она эффективна даже для гиперактивных деток: Ко мне на занятия ходит семилетний Андрей - мама отказалась от мальчика в роддоме из-за диагноза ДЦП. Бабушка же не бросила внука, взялась воспитывать! Она рассказывала, что дома Андрей постоянно <стоит на ушах>. После занятий по иппотерапии он стал более спокойный, дисциплинированный. Лошадь - это очень красивое и интересное животное. На ней приятно ездить, она успокаивает. Для одних ребят иппотерапия - это физическая реабилитация, для других - просто общение. К примеру, слепые ребятки, которые итак мало с кем общаются, садясь на лошадь, чувствуют себя увереннее.

Действительно, нужно было видеть радость ребятишек, когда их сажали на лошадь! Животное оказывалось посредником между больным человеком и миром. Доказано, что людям с ограниченными возможностями психологически проще строить отношения через <третье лицо>. Ребёнок-инвалид, разговаривая с лошадью, часто говорит о том, чего не может сказать окружающим. Таким образом, лошадь передает <послания> ребёнка к инструктору. Для некоторых детей важно просто поухаживать за животным, покормить его, погладить - даже это производит свой эффект.


Четвероногий доктор

В ясную, не дождливую погоду занятия с детьми проводятся прямо на ипподроме. Протяжённость одного круга, который проходят коновод, инструктор- методист и ребёнок на лошади - 800 метров. Если идёт дождь или на улице мороз, упражнения выполняются в крытом манеже.

- Существует несколько программ по иппотерапии, - говорит Елена Георгиевна. - Когда я писала свою методику, пользовалась опытом европейских и польских иппотерапевтов. Для маленьких деток упражнения одни, для тех, кто постарше - другие. С малышами мы в основном меняем положение на лошади. Начинаем работать в позе пассивной укладки (лёжа поперёк лошади) - ребёнок особо ничего не делает, но при этом расслабляются мышцы спины и позвоночника. Если он не может развести ноги, сажаем его на лошадь боком. Остальных детей садим в положение нейрофизиологической посадки. Во время этого упражнения ребёнок сидит правильно, разведя ноги, а руки располагаются вдоль туловища и прижаты ладонями к телу лошади. Получается положение, как будто малыш идёт - движение ходьбы выполняют ноги, плечевой пояс и туловище.

Для тех деток, у которых слабая спина и они не могут сидеть самостоятельно, существует свой комплекс упражнений. К примеру, ребёнок садится на лошадь задом наперёд, без седла, обнимает руками лошадь за круп, а затем ложится на бок головой. В таком положении он как будто бы выполняет правильное движение ползания.

Также в течение занятия маленькие ребятишки изображают самолёт (руки в стороны, наклоны с поворотами), делают упражнение <Птичка> (размахивает руками, либо ладошками), выполняют наклоны, повороты, тянутся к ушам лошадки... Детки постарше отклоняются назад, стараются заплетать косички на гриве лошади (это развивает мелкую моторику), дружески хлопают животное. Во время такого занятия спастика в руках ребёнка расслабляется за счёт правильного движения таза и позвоночника. Кроме того, любое упражнение направлено на удержание равновесия.

- Часто у больных детей не сгибается какая-то конечность, - поясняет инструктор-методист. - Её нужно разрабатывать за счёт хорошего разогрева мышц. Когда человек сидит на лошади, всё его мышцы движутся в трёх плоскостях: вправо-влево, вперёд-назад, вверх-вниз. Задействованы даже те мышцы, которые в обычном состоянии не работают.

Как правило, с детьми постарше проще - они всё понимают, и осознают, что упражнения им необходимы. С маленькими же приходится играть. И тут Елена Георгиевна, педагог по образованию, идёт на уловки - придумывает различные конкурсы рисунков, заинтересовывает ребят скороговорками, стишками и песенками.

Друг по имени Красавчик

Посреди занятия погода стала хмуриться: Тренировку пришлось продолжить в манеже. На лошадь сел самый маленький ученик Елены Георгиевны - трёхгодовалый Максим. От его мамы я узнала, что у Максима ДЦП:

- Год назад мы занимались иппотерапией в течение 1,5 месяцев, - рассказывает она.

- И как, помогли занятия?

- Конечно. Я заметила явные улучшения. После занятий он стал самостоятельно переворачиваться и слезать с дивана.

:Не успевает Максимка слезть с лошади, как на неё сажают другого маленького пациента. Следующие в очереди - братья-близнецы Стёпа и Никита. На ипподром их привезли мама и папа. У мальчиков тоже детский церебральный паралич, но у Стёпы заболевание проявляется куда сильнее. Не смотря на это, родители не отчаиваются. Верят, что иппотерапия поможет.

Настоящим другом и доктором для детей и их родителей стал Красавчик - он единственный, среди лошадей школы, кто соответствует всем необходимым требованиям. Между тем, критериев для отбора животного для иппотерапии довольно много. Характер должен быть терпеливым и выносливым: у некоторых детей бывают сильные судороги мышц - всё это он должен спокойно переносить. Также это должна быть не породистая лошадь, а помесь. Значение имеет и размер - он не должен превышать 160 см в холке (выступающая часть между гривой и спиной). Рост должен быть небольшой, чтобы инструктор мог доставать до ребёнка. Возраст лошади допускается от 5 до 12 лет (общая продолжительность жизни лошадей - 25 лет). Использовать в иппотерапии жеребца или кобылу ни в коем случае нельзя - это может быть только мерин.

За 2,5 года лечение прошло более 85 детей. Из них 20 - дважды и пятеро - трижды. Занятия по иппотерапии проводятся на основании тройного договора - между Центром для детей с ограниченными возможностями <Талисман>, конно-спортивной школой и общественной организацией инвалидов Екатеринбурга. Чтобы получить направление на занятия, нужно обратиться к врачу- реабилитологу центра <Талисман> - Телегиной Елене Владимировне (тел. 227-14-41). Один курс длится 24 часа два раза в неделю, а занятие - от 20 до 30 минут. Одновременно в спортивной школе реабилитацию могут проходить 10 человек.

Питается Красавчик в основном овсом и сеном. Но после занятия благодарные дети и родители приносят ему гостинцы - кормят с руки яблоками, морковью и чёрными сухарями. Не удивительно, что лошадку балуют. Красавчик стал для детей настоящим помощником, а для кого-то и вовсе спасителем. Одним помог начать ходить, другим - сидеть, третьим - укрепить ноги: К примеру, Лёня мог сидеть только на диване, да и то, прислонившись к спинке. А если сползал, уже не мог сесть обратно. После 3-х месячных занятий, он научился сидеть на краю кровати, а если игрушка падала на пол, мог спуститься и поднять её, после чего обратно залезть!

Но постоянно заниматься иппотерапией нельзя, иначе может произойти привыкание мышц. Именно поэтому лучше делать перерывы. И всё же курс требуется повторять через каждые 3-4 месяца примерно до 14-15 лет, иначе эффект угаснет. Дело в том, что ребёнок быстро растёт, и организм забывает то, что было наработано.

Проблема инвалидов довольно остро стоит в нашем обществе. За рубежом политика в отношении людей с ограниченными возможностями проста - там стараются, чтобы парализованный человек научился пользоваться всеми удобствами вокруг себя. Для этого и создавались многочисленные пульты и прочее: Иппотерапия же рассчитана на то, чтобы инвалид мог достойно жить, а не существовать: Чтобы он не просто пользовался удобствами, а мог реализовать себя в жизни.

Конечно, конная терапия - это не панацея и не может решить все проблемы инвалидности. Но она принадлежит к тем редким видам реабилитации, в которых совмещается довольно большой комплекс воздействия. Иппотерапия не только помогает добиться значительных улучшений здоровья, но и приносит радость больным детишкам, позволяет преодолеть замкнутость и начать общаться с другими людьми...

Из истории

С незапамятных времён конь был для человека незаменимым помощником и другом. Лошадь требовалась везде и всюду: на поле боя и на мирной пашне, на охоте и в путешествии: её одевали в доспехи, запрягали в царские кареты и в крестьянские дрожки, за коня <отдавали полцарства>.

Иппотерапия - езда верхом на лошади с лечебной целью. Она применялась еще в V в. до н.э. для реабилитации раненых солдат. Гиппократ определял верховую езду как <природные упражнения>. В Англии подобным образом раненые солдаты понуждались к верховой езде в период первой мировой войны. Женщина из Дании по имени Лиз Хартель, больная полиомиелитом, продемонстрировала лечебные возможности верховой езды, выиграв серебряную медаль на Параолимпийских играх в Финляндии в 1952 году. При этом ноги ее окрепли, а координационные возможности возросли.

2007-04-18


Hosted by uCoz