Заболевания кожи: психологические причины
Заболевания кожи: психологические причины
" С тех пор он стал думать только о ней
и вскоре покрылся лишаями!"
Р. Нэш, "Продавец дождя"
Кожа - это уникальный орган, как по размеру (ее площадь составляет около 2 кв. метров, а вес - от 15 до 20 процентов общей массы тела человека), так и по разнообразию функций - одновременно она является органом чувств, терморегулятором, жировым депо, органом дыхания, выделения и т.д. Кожа - это еще и первый защитный барьер человека, оберегающий нас от инфекций, губительного воздействия перепадов температуры, а также повреждения внутренних органов.
Поэтому неудивительно, что очень многие процессы, происходящие в организме, отражаются на состоянии кожных покровов. О том, какие психологические факторы могут оказать влияние на состояние кожи малыша, мы беседуем с Ольгой Федоровной Мещериновой, врачом- педиатром, консультантом центра "Белый Слон".
Кожа - это граница, отделяющая человека от внешнего мира. Заболевания кожи, с точки зрения психосоматики - это нарушение границы контакта. Кожа реагирует, если контакт с внешним миром неадекватен (его мало или много, он слишком навязчив или, напротив, холоден, формален). Т. е. этот контакт не соответствует потребностям человека.
Если мы ведем разговор о кожных болезнях у детей - то здесь первостепенное значение имеет качество контакта ребенка с матерью.
Что означает понятие "граница контакта"?
В материальном мире про любую вещь мы с вами всегда можем сказать - <моя>, "чужая" или "общая". Для построения нормальных взаимоотношений с окружающими границы этих видов собственности должны быть, во-первых, четко выделены, а, во-вторых, соблюдаться всеми членами общества. Так вот, в психологическом плане точно также есть СВОИ и ЧУЖИЕ (мысли, желания, чувства, решения и т.д.), и точно также необходимо выделение и соблюдение границ - эти границы и есть границы контакта.
Что необходимо для того, чтобы граница контакта не нарушалась?
Ничего сложного здесь нет. Обратимся снова к аналогии с материальным миром: как мама удовлетворяет потребности новорожденного в еде, тепле, сне и т.д.? Правильно, по потребности. Современные педиатры настоятельно рекомендуют кормить здорового малыша с частотой и в количестве, определяемом самим ребенком. Аналогично и с одеждой: мы одеваем малыша потеплее, если чувствуем, что он замерз и раздеваем, если он вспотел. В точности также должно быть и с контактом: если малыш просится на ручки - возьмите его, если, наоборот, прекрасно чувствует себя с игрушками и недоволен излишним вниманием - не нужно настаивать.
Далее. Так же, как мы заботимся о качестве питания, одежды и игрушек малыша, мы должны заботиться о качестве предоставляемого контакта с мамой. Полноценным может быть только контакт, полный любви, тепла и радости общения со своим малышом. Если мама берет малыша на руки по требованию, но лишь по обязанности, без желания - такой контакт по определению не может удовлетворить потребности ребенка.
По мере роста малыша увеличивается и его "собственная" зона - у него все больше разнообразных желаний, он все чаще сам принимает решения, настаивает на своем. И очень важно, чтобы родители уважали право ребенка на эту "собственность", не нарушали "границы контакта".
Чем младше ребенок, тем важнее для него именно телесный контакт - он должен быть достаточен по количеству (сколько времени мама проводит с малышом) и по качеству (от мамы при телесном контакте должны исходить любовь, теплота, нежность, спокойствие).
Чем малыш старше, тем большее значение для него приобретает контакт в смысле межличностных коммуникаций, насколько при этом процессе уважаются его чувства, желания, потребности.
Какие факторы чаще всего приводят к нарушению границы контакта?
Ответ на этот вопрос вытекает из ответа на предыдущий - граница контакта нарушается:
а) при недостаточном (в количественном или качественном плане) удовлетворении психоэмоциональных потребностей ребенка:
- мама не берет малыша на ручки, когда он плачет, боясь <избаловать>;
- наоборот, мама или другие люди слишком много тискают малыша, навязывают свое общество;
- предоставляемый контакт формален, лишен тепла и любви;
б) при вторжении на территорию "собственного мира" ребенка:
- навязывание своих взглядов, диктаторская позиция по отношению к ребенку ("дети всегда должны слушаться родителей", "мы решили отдать ребенка в музыкальную школу");
- игнорирование желаний и чувств ребенка; ребенку постоянно не разрешают делать то, что он хочет ("не бегай", "помолчи", "не трогай");
- у самих родителей нет полноценной границы контакта - в этом случае у ребенка перед глазами просто нет примера, как правильно выстроить эту границу, и, соответственно, отношения с миром (к примеру, в семье все решения принимает папа, все остальные должны беспрекословно подчиняться).
По Вашим наблюдениям - насколько часто кожные болезни у детей вызваны именно психологическими причинами?
Сразу оговоримся - в этой статье не идет речь о нарушении кожных покровов, вызванных различными видами ожогов, тяжелых инфекций и т.д. Если же говорить именно о различных высыпаниях, шелушении кожи, прыщиках - то мы считаем, что в подавляющем большинстве случаев это именно психосоматическое явление.
Как быстро исчезают кожные проявления при правильной психологической коррекции причин заболевания?
Первые результаты видны довольно быстро - через 1-2 месяца, но не стоит обольщаться - если не проработать до конца все возможные проблемы в семье - болезнь может вернуться. Для того, чтобы полностью устранить причину кожных проявлений, необходима большая работа родителей над собой, необходимо действительно что-то в себе изменить - а это всегда длительный и глубокий процесс.
В каких случаях Вы рекомендуете обращаться к психологу по поводу проблем с кожей?
Во-первых, если кожные проблемы у малыша присутствуют практически постоянно, медикаментозное лечение и диеты дают лишь временный эффект и не приводят к полному выздоровлению.
Во-вторых, если Вы сами осознаете, что именно может являться причиной дисгармонии в Ваших отношениях с ребенком, но не можете сами справиться с этим. Причины подобных поступков родителей могут быть настолько разнообразны и находиться так глубоко, что просто необходим непредвзятый взгляд со стороны, чтобы их найти и профессиональная помощь, чтобы помочь их преодолеть.
Вопросы наших мамочек
У сына с рождения была аллергия на белок коровьего молока. Но спокойно ел яблоки, морковь. В 5 лет исчезла аллергия на молочное, но зато появилась на яблоки и морковь. В связи с этим вопрос. С какими психологическими проблемами связана аллергия на определенные виды продуктов? То бишь продукт - проблема.
Нет, это не принципиально, каким продуктом вызывается аллергия. Важно то, что у организма по какой-то причине возникает потребность реагировать именно таким образом.
Ну хорошо, предполагаем, что причина психологическая. Я даже могу сходу причину возможную назвать: дите первые 10 дней провело без мамы в больнице. Ну а дальше-то? Все меры по искоренению этой причины были проделаны. Я сильно сомневаюсь, что можно было что-то сделать большее. Тем не менее, ребенку 2 года, и мы имеем то, что имеем. Что-то я сильно сомневаюсь, что лично нам сильно поможет поход к психологу. Я, разумеется, хорошо представляю, что притянуть за уши можно сейчас что угодно, но реально у ребенки нету особых причин для психологического дискомфорта. С двухнедельного возраста нету. А кожные проблемы налицо (и на другие части тела).
Здесь важно: как мама относится к аллергическим проявлениям? Одинаково ли она относится к малышу, когда эти проявления есть и когда их нет?
...но мама в своем вопросе подчеркивает, что у ребенка нет причин испытывать психологический дискомфорт:
Кожа нам ясно показывает, что есть. Возможно, мама прилагает все усилия для того, чтобы обеспечить ребенку лучшие психологические условия, но, к примеру, предлагаемый контакт - формален, он не удовлетворяет ребенка. Возможно - наоборот, присутствует излишек контакта: Точно сказать, в чем причина - по данному описанию невозможно, но какая-то причина точно есть - кожа <кричит> об этом.
До 1,5 лет были аллергия, моллюск у ребенка. А сейчас нет. Т.е. были проблемы, А теперь прошли? или может быть причина не всегда в психологическом климате?
Скорее всего, в данном случае имеет место негативное отношение мамы к прививкам. Негативные эмоции и чувство протеста, которые испытывает мама в период вакцинации, передаются малышу и вызывают соответствующую реакцию. Эти чувства мама не может выразить, высказать кому-то, они остаются внутри, и это напряжение не может не ощущаться малышом. Как педиатр с большим стажем, могу сказать - реакция, вызываемая непосредственно прививкой, в большинстве случаев не носит аллергического характера.
Также есть тенденция - когда ребенок начинает уверенно ходить, становится менее зависим от матери, он может уйти, если ему хочется - зачастую кожных проявлений становится меньше.
В нашей следующей статье мы расскажем о психологических причинах проблем с желудочно-кишечным трактом. С нетерпением ждем ваших вопросов, и, конечно, же, желаем здоровья всем мамочкам и их малышам!
С уважением, Ольга Федоровна Мещеринова, консультант центра "Белый Слон" (эксперт)
г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта 44, корпус 9
Телефон: (343) 371-04-89
Факс: (343) 371-04-89
Эл. почта: beliy_slon@mail.ru
Психология - сам себе доктор | Для родителей "шустриков" | Мамин помощник. Как приучить ребенка к порядку? | Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду? | Детская агрессия | Плохие привычки хороших детей | Купила мама коника, коник без ноги | Почему ребенок ломает игрушки? | Дети, которые играют в игры | Как разговорить ребенка |