Очень молодая мама
Очень молодая мама
Редкая мама отнесется в первые минуты с радостью к тому, что ее юная дочь беременна. В большинстве случаев первой реакцией будет агрессия и обвинение. Но позвольте, кого тут надо обвинять?
Может быть, и имеет смысл искать виноватых в той или иной проблеме - но вот решению самой проблемы это нисколько не способствует. Но если маме необходимо найти виновного (скажем, чтобы выплеснуть на него свою агрессию) - что ж, пусть мама посмотрит в зеркало. Как правило, именно от маминого неумения вести диалог с дочерью, от маминой психологической неграмотности, оттого что она пытается решить свои проблемы за счет дочери и возникает психологическое неблагополучие девочки, так или иначе спровоцировавшее факт ранней беременности. И происшедшее - основное доказательство того, что у мамы с дочерью нет взаимопонимания, доверия, общего языка. Они откровенно чужие люди и, возможно, даже в чем-то враждебные друг другу.
Более того, агрессия мамы нередко имеет и такие бессознательные подтексты: «испортили мою собственность», «я еще не готова иметь внуков», «как ты посмела что-то изменить в своей жизни без моего согласия»! Поэтому если дочкам в данной ситуации рекомендуется начать с визита к гинекологу, то их мамам показано вначале непременно посетить психотерапевта. Ведь, к сожалению, нередко мамины доводы, обряженные в самые что ни на есть благопристойные одежды, основываются на ее бессознательных проблемах и комплексах. Скажем, если мама, невзирая на все объективные данные, не задумываясь твердит «аборт и только аборт» (даже когда сроки уже не позволяют) - это может быть вызвано, например, тем же подспудным нежеланием становиться бабушкой (ведь если забеременела девочка 15 лет, то ее маме всего лишь 35-40). Или иначе: «пусть моя дочь никогда не становится матерью, пусть она всегда будет маленькой, и я всю жизнь ее смогу воспитывать» (это в том случае, когда все самоутверждение этой мамы - в ее материнской роли, и стоит дочке стать взрослой - мама теряет смысл жизни). А то и так: «пусть врачи сделают дочери больно, будет знать, как не слушаться маму».
Но бывает и так, что мама упорно твердит «будем рожать» - несмотря ни на возможную патологию, ни на психологическую незрелость девочки, ни даже на то, к примеру, что беременность стала результатом насилия… Здесь тоже мамино упорство во многом нелогично, и подспудно может значить, например, следующее: «пусть моя дочь родит, свяжет себе руки и останется зависимой от меня навсегда». Или: «у меня будет повод попрекать дочь ребенком как доказательством сделанной ею глупости, чтобы больше не смела делать ничего без моего разрешения». А то вообще мама предлагает из добрых побуждений оформить будущего ребенка как своего - но с помощью такого «несексуального инцеста» в глубине души хочет сделать дочь сестрой собственного ребенка (и поставить обоих на одну возрастную планку), да к тому же еще и доказать: «ты моя собственность, у тебя вообще не может быть ничего своего, и твои дети тоже мои».
Все это, конечно, в достаточной степени шокирует, но для того и рекомендуется маме посетить психотерапевта, чтобы избавиться от подобных мотиваций - неосознаваемых и никак не содействующих разумному решению. А освободившись от подобного «груза», мама может (если захочет) стать близким другом своей дочери. Вообще, как известно, экстремальная ситуация нередко сближает ее непосредственных участников; разумеется, не такой бы ценой выходить на сближение матери и дочери, но, как известно, - лучше поздно, чем никогда!