Холодная мама



Холодная мама

По мнению профессора Галины ФИЛИППОВОЙ, члена координационного совета по оказанию медико-психологической помощи в лечебно-профилактических учреждениях родовспоможения и детства Минздрава России, имеется несколько причин.

Как ни странно, виной этому может быть широко распространенная модель организации здравоохранения и, соответственно, поведение двух-трех поколений советско-российских женщин. Так, женщина быстро выходила на работу после родов, перепоручая воспитание новорожденного яслям, теряя опыт общения с собственным ребенком. Эти выводы были сделаны после долгих лет наблюдения за детьми из домов ребенка, яслей. Кроме того, моделью являлись приматы в Московском зоопарке. Было замечено, что ведут они себя агрессивно, не воспитывают своего детеныша, к нему даже не прикасаются именно те обезьяны, которые сами не воспитывались своими мамами. Эти и другие исследования позволили понять, что происходит с нашими женщинами.

Вообще увеличение числа отказных детей, охлаждение материнского чувства, не чисто наша тенденция, а скорее американская. И связана она в значительной степени с системой родовспоможения. Сейчас мы пожинаем плоды того, что посеяли еще в 30-е годы прошлого века, когда в погоне за безукоризненным соблюдением гигиены было принято решение о разделении матери и ребенка на первые 36 часов после родов. Вот это разделение и не прикладывание к груди после рождения, как выяснилось позднее, оказывают очень большое влияние на развитие материнского чувства, включающего в себя любовь, принятие ребенка и, главное, понимание его состояния непосредственно, без логического анализа и осмысления.

Здесь нет никакой мистики. Все зиждется на совершенно реальных, психофизиологических основаниях. Когда ребенок находится в утробе матери, связь между ними, во-первых, гормональная, особенно во второй половине беременности, а во-вторых, у них есть тактильный контакт: ребенок изнутри прикасается к матке, мать прикладывает руки к животу. Причем тактильные рецепторы на матке такие же, как на ладони, поэтому ощущения сопоставимы. Поэтому контакт матери с ребенком после родов "кожа к коже" (причем не обязательно должно быть сосание, хотя оно усиливает эффект) очень важен, происходят образование тесной взаимосвязи, запечатление того, что женщина знала через матку и через руки.

Исследования японских ученых показали, что в эти же два часа и у ребенка наблюдается пик активности (его мозг через 30 минут входит в наивысшую степень активности, которая длится полтора часа). Есть много свидетельств того, что ребенок сразу после рождения может имитировать выражение лица матери, ее эмоции. Поэтому, если мама после родов в сознании и состоянии послеродовой эйфории, как и положено, она улыбается, удивляется. Ребенок получает от нее заряд и тоже приходит в это состояние. Далее их надо оставить на два часа вместе.

Но еще лучше, когда мать и дитя все время рядом. Стимулы, которые исходят от ребенка и которые не осознаются, (запах, микродвижения) помогают матери понять малыша. Мать уже с третьего дня различает его запах (а ребенок, кстати, чувствует запах матери с первого дня), а через месяц умеет по голосу определять, что он хочет в данную минуту: спать, гулять и т. д. И конечно, если они постоянно вместе, все, что она чувствует, видит, слышит, специально даже не контактируя с малышом, учит ее, как надо взаимодействовать с ребенком, как надо его понимать.

Конечно, в течение этих долгих лет не все мамы становились "кукушками"... Если у женщины было уже сформированное отношение к ребенку (как мы говорим, готовность к материнству), то от такой женщины хоть на неделю забери ребенка, потом все восстановится. Лучше всего, конечно, начинать "работать" с маленькими девочками от 6 до 12 лет. Девочке необходимо общаться с детьми первых месяцев жизни, носить их на руках (тогда у нее появляется представление о том, как с младенцем обращаться). Это сказывается на формировании материнского чувства в последующем. Не случайно во всех культурах мира основная задача девочки состояла в том, чтобы сидеть с младшими детьми.

Если в семье нет второго ребенка, нет племянника-младенца, которого можно подержать на руках, то у друзей, соседей - всегда найдутся таковые. Даже в детских домах принято, чтобы воспитанники брали шефство над младшими детьми, посещая дома малютки.

По поводу формирования материнского чувства при распространенной сейчас операции кесарева сечения... К сожалению, операция отрицательно влияет на материнский инстинкт. И не столько операция, как общая анестезия. Так как исключен период схваток, потуг, который является фоном для запуска материнского чувства. Лучше если используется эперидуральная анестезия, и женщина хотя и пассивно, но участвует в родах эмоционально.

При наличии проблем психологи должны научить женщину тому, как надо распределять время, как поступать, чтобы все цели ("ребенок, муж, хозяйство") были достигнуты. Можно вместе подсчитать, сколько времени надо в первый, второй, третий, пятый месяц на взаимодействие с ребенком, сколько остается на себя. И всегда получается, что остается много, но только в том случае, если мать хорошо понимает состояние ребенка и может правильно удовлетворить его потребности. Готовить женщину к этому (не к родам, а именно к материнству) следует еще в женской консультации.


Виктория ЗАЕВА
2007-06-29


Hosted by uCoz