Мышечная дистония



Мышечная дистония

Тонус - это напряжение мышц, которое необходимо для поддержания позы тела и обеспечения возможности их работы. Напряжение мышц регулируется различными отделами центральной нервной системы. Многие заболевания приводят к нарушению функции этих отделов, что проявляется нарушениями тонуса. Чрезмерное мышечное напряжение называется мышечной гипертонией или гипертонусом, а сниженое - мышечной гипотонией или гипотонусом. То есть изменение тонуса мышц - мышечная дистония - не заболевание, а лишь его проявление.

Правильное соотношение тонуса различных мышц - одно из необходимых условий правильного удержания позы и правильного экономного движения. Например, для того, чтобы ребенок удерживал вертикальное положение тела, нужно примерно равное напряжение мышц спины и живота.

Мышечный тонус - одна из наиболее информативных характеристик, которая оценивается при неврологическом осмотре грудных детей. При осмотре врач обращает внимание на позу ребенка, положение рук и ног, его активные движения. По этим признакам можно косвенно судить об имеющихся нарушениях тонуса. Непосредственно изменения тонуса можно определить на ощупь и по сопротивлению мышц при пассивном сгибании и разгибании конечностей в суставах.

Для того, чтобы обнаруженное изменение мышечного тонуса расценить как проявление болезни, врачу зачастую необходимо осмотреть ребенка повторно. Ведь повышенный тонус мышц у маленького ребенка может быть, например, результатом реакции на холод, боли в животе и т.д. Во-вторых, даже у здоровых детей первого года жизни мышечный тонус меняется, происходит его возрастная эволюция. То состояние мышечного тонуса, которое считается нормой для новорожденного, является признаком нарушения для ребенка старше возрастом. И, наконец, одним из важных, хотя и косвенных, признаков нарушений тонуса мышц является задержка двигательного развития. Ребенок позже начинает держать голову, переворачиваться, брать в руки игрушки и т. п.

В своевременной диагностике мышечных дистоний значительную роль может сыграть внимание родителей к развитию своего ребенка. Ниже представлены характерные признаки нормальных возрастных изменений тонуса мышц, позы и двигательных навыков у грудных детей. Условно можно выделить пять возрастных интервалов: от рождения до 1 месяца, от 1 до 3, от 3 до 6, от 6 до 9 и от 9 до 12 месяцев. Если Вы заметили, что Ваш ребенок "не похож" на описанного в соответствующей возрастной группе - это повод посоветоваться с детским невропатологом.


Первый период (до 1 месяца):

На спине. Для ребенка характерна "поза эмбриона". Руки согнуты, прижаты к груди, кисти сжаты в кулак, большие пальцы прижаты к ладони. Ноги согнуты и слегка разведены. Положение правой и левой сторон симметрично. Голова расположена по средней линии.

При потягивании за руки (вперед-вверх). Голова свисает, руки полусогнуты, ноги слегка согнуты и отведены.

На животе. Руки под грудью, ноги попеременно сгибаются (рефлекс ползания). Голова повернута в сторону (защитный рефлекс).

В конце периода ребенок в положении на животе делает попытки поднять голову, установить ее по средней линии и удержать ее несколько секунд.


Второй период (1 - 3 месяца):

На спине. Руки согнуты, но не так сильно. Ребенок выдвигает их вперед, отводит в стороны, подносит ко рту, глазам. К концу периода направляет к игрушке и удерживает вложенную в руку игрушку, поворачивает голову на звуковой и зрительный сигнал, пытается приподнять голову.

Потягивание за руки. К концу периода удерживает голову, пытается подтянуться к рукам, ноги также слегка сгибаются.

На животе. К концу периода ребенок поднимает голову над поверхностью, длительно удерживает ее в этом положении и активно поворачивает в стороны. Опора на предплечья, руки слегка разогнуты в локтевых суставах. Ноги полусогнуты, совершают ползающие движения.


Третий период (3 - 6 месяцев):

На спине. Руки и ноги полусогнуты, кисти открыты. Ребенок складывает руки вместе, подносит их ко рту, ощупывает пеленку, перебирает пальцами, направляет руку к игрушке и захватывает ее. В начале периода он захватывает предметы, расположенные над грудью, а в конце - перед лицом и сбоку. Ребенок самостоятельно группируется, появляются попытки сесть.

Потягивание за руки. На пятом месяце жизни голова и тело располагаются по одной линии, ноги слегка согнуты. К шести месяцам подбородок касается груди, ноги прижаты к животу.

На животе. В 4 - 5 месяцев ребенок устойчиво удерживает голову по средней линии, опирается на предплечья, кисти разжаты. В 6 месяцев опора на ладони вытянутых рук, верхняя часть туловища приподнята, ноги выпрямлены. Четырехмесячный ребенок пытается перевернуться со спины на бок, а концу периода он уже хорошо переворачивается со спины на живот.


Четвертый период (6 - 9 месяцев):

На спине. Ребенок активно меняет позу: поворачивается со спины на бок и на живот, самостоятельно садится. Постепенно учится сидя сохранять равновесие.

Потягивание за руки. Ребенок быстро группируется и концу периода может вставать на ноги.

На животе. Поворачивается с живота на спину, встает на четвереньки, пытается передвигаться. Переносит центр тяжести с руки на руку, опираясь на одну руку, другой тянется к игрушке.

В 8 - 9 месяцев ребенок начинает самостоятельно вставать, держась за опору. Ребенок быстро хватает в различных направлениях, перекладывает игрушку из одной руки в другую.


Пятый период (9 месяцев - 1 год):

На 9 - 10 месяце ребенок хорошо ползает на четвереньках, уверенно встает, держась за опору. Позже ребенок ходит, держась за мебель, перила кроватки, при этом он приседает, берет игрушку, снова встает. Освоив эти навыки, он делает попытки стоять без опоры. Как только ребенок научается удерживать равновесие стоя - он начинает ходить.

К 1 году ребенок может произвольно схватить и отпустить игрушку, показать на нее пальцем, берет мелкие предметы двумя пальцами.


Чем грозит мышечная дистония ребенку?

Это зависит от множества обстоятельств: в каком возрасте замечены признаки мышечной дистонии, ее выраженности, формы и сочетания ее с другими неврологическими симптомами, своевременности и правильности начатого лечения. В наилучшем варианте мышечный тонус полностью нормализуется. В легких случаях патологический мышечный тонус может привести к формированию неправильной осанки (в том числе сколиозов), неправильной походке и косолапости, кривошее. В более тяжелых случаях уже в раннем возрасте отмечается задержка формирования основных двигательных навыков: удержания головы, переворотов, присаживания, ползания и стояния на четвереньках, ходьбы. Наиболее тяжелым исходом нарушений мышечного тонуса становятся грубые двигательные нарушения в форме детского церебрального паралича.

Необходимость раннего лечения обусловлена тем, что мозг ребенка обладает прекрасными способностями к восстановлению, особенно в первые месяцы жизни. Поэтому, чем раньше начато лечение мышечной дистонии, тем лучше результат.


В традиционную схему лечения мышечной дистонии входят:

1. кинезитерапия - лечение движением, которое состоит из
- пассивного воздействия - различных видов массажа и пассивной гимнастики;
- активного - корректирующей лечебной гимнастики и плавания;

2. медикаментозное лечение, включающее в себя различные группы препаратов общего действия на головной мозг и непосредственно влияющие на мышечный тонус;

3. физиотерапевтическое лечение - водо- и теплолечение, грязевые аппликации, электрофорез лекарственных веществ, магнитотерапию, лечение ультразвуком, криоконтраст (попеременное воздействие холодом и теплом).


Если мышечная дистония является основным симптомом неврологических нарушений, то кинезитерапия в большинстве случаев будет ведущим методом лечения. Результат лечения в значительной мере зависит от активного участия родителей. Поэтому, не откладывайте Ваш визит к специалисту и начало лечения.


Наталья Дазмировна Суворова
детский невропатолог

ВНИМАНИЕ! Статья не может служить пособием по самодиагностике и самолечению! Если Вы заметили у своего ребенка описанные в статье симптомы - обратитесь к специалисту!
2007-07-18


Hosted by uCoz