Шарик, Мурзик и другие...



Шарик, Мурзик и другие...

Попробуйте провести эксперимент: засеките по часам, сколько времени в день (обычный, не выходной) вы тратите на своего ребенка. Нет, не на стирку его вещей, не на помощь в приготовлении уроков, а на него самого: на игру с ним, на чтение, на разговор. По статистике, средняя продолжительность общения родителей со своими детьми, достигшими детсадовского возраста, - всего 18 минут в день. Чем восполнить ребенку эту патологическую нехватку любви, ласки? Общением с плюшевыми зверушками? Может быть, лет до четырех малыш и сможет заполнить пробел игрушками. А потом?.. Потом он, скорее всего, сам попросит родителей завести ему котенка или щенка. И поверьте: животные могут быть настоящими союзниками взрослых. Имея живого друга, ребенок становится более спокойным, оптимистичным, добрым. Домашние животные дают повод и для воспитания чувства ответственности: ведь кошка не в состоянии самостоятельно достать из холодильника себе еду, следовательно, если маленький хозяин ее не накормит, она останется голодной. Важно только, чтобы взрослые не торопились сделать все за ребенка сами. А бывает, что домашний питомец неожиданно помогает решить давнюю педагогическую проблему, с которой родители никак не могли справиться.


Олеся была девочкой хорошей, способной, но страшно ленивой. Все дела, уроки она откладывала на последний момент, а иногда и вовсе не доводила дело до конца, бросая где-то посередине... Но вот однажды Олеся увидела телефильм о попугаях. О том, как их учить говорить и каких успехов могут добиться эти маленькие птицы. И в голове ее прочно засела идея завести попугая.

- Какой еще попугай?! - вскричала мама, услышав просьбу дочери. - Я за тобой-то не успеваю убирать, а тут еще придется за какой-то птицей по квартире с тряпкой бегать!
- Ясно, - мрачно перебила Олеся. И ушла к себе в комнату.

На том разговор и позабыли. Только через месяц, случайно зайдя в комнату дочери, чтобы полить цветы, мама услышала вдруг у себя за спиной странный голос: "Здравствуйте, дорогие товарррищи!" Она вздрогнула и обернулась. Так и есть! В углу на тумбочке клетка с попугаем! Ну, Олеся! И ведь как замаскировала! Цветочки вокруг поставила, игрушек насажала! Попугай тоже заволновался, заверещал, выкрикивая: "Хочу харчо! Хочу харчо! Клево! Суперр! Отстой!" Да, интересно послушать, чему еще его научила любимая доченька...

Олесю пришлось встретить гневной речью.
-Да ладно, мам! - спокойно сказала дочь, -Что ты так волнуешься? Попугай у меня уже почти месяц живет, и дом пока не рухнул.
Мама опешила. Как месяц?! И она не замечала?!
-Да я его всегда тряпкой накрывала, когда уходила. Они, когда темно, молчат. А сегодня забыла. - Олеся как ни в чем не бывало разгружала свой портфель.
Но кто же его кормит, поит? Кто чистит клетку и все такое? Ну не Олеся же! Этого просто не может быть!
- Вот, смотри! Я теперь веду дневник. Записываю, как Кока учится говорить, какие методы лучше помогают. Знаешь, он такой способный!

Мать, не веря своим глазам, смотрела на толстую тетрадь, аккуратно исписанную ровным почерком Олеси. Дочь вытащила из шкафа книги про попугаев, про птиц - орнитология. И принялась объяснять всякие подробности. В конце она сообщила, что записалась в кружок юннатов при Московском зоопарке...

Вечером вся семья слушала речь попугая Коки. Папа смеялся до слез. Ленивой Олеси больше не было. Исследования с попугаями переросли в серьезный интерес к зоологии, биологии. Скоро Олеся увлеклась верховой ездой, уверяя, что лошади тоже умеют разговаривать. К счастью, обучать языку в квартиру - их не приводили.



Это уже не шутки!

Конечно, если ребенок мечтает о собаке, кощунственно предлагать ему черепаху. Взрослым имеет смысл не только самим ответственно подойти к выбору "брата меньшего", но и максимально привлечь к этому процессу ребенка.

Начать лучше с того, что вместе изучить, как нужно ухаживать за тем животным, которое скоро появится в доме: как кормить его, какие прививки необходимо сделать, что представляет для него опасность. Здесь помогут и специальная литература, и советы знакомых. Следующий этап - обсудить распределение обязанностей по уходу за будущим питомцем. Обычно детей не пугают какие-то абстрактные трудности и они с готовностью обещают и то, и другое, и третье. Но не стоит обольщаться: когда дойдет до дела, родители обязательно столкнутся с невыполнением клятв и обещаний. Кстати, это происходит не всегда по вине ребенка. Иногда, договариваясь о круге обязанностей, взрослые ставят перед детьми непосильные задачи. Разве может 8-летний ребенок методично убирать за кошкой лоток, каждый раз преодолевая свою брезгливость? Или 9-летняя девочка - выгуливать огромного дога без риска попасть в неприятную ситуацию? Невозможно чистить аквариум за морской свинкой, если он слишком громоздкий и тяжел для ребенка. Поэтому стоит предварительно вместе продумать, что поручить маленькому хозяину, а что придется делать самим родителям. Далее можно приступать к покупке всего необходимого для нового члена семьи. Все это нужно главным образом для того, чтобы избежать очень опасной вещи: ситуации, когда ребенок относится к живому существу как к очередной своей игрушке.

Наконец, самый ответственный момент - выбор друга. Если вы собираетесь завести породистую кошку или собаку, лучше делать это через клуб. Тогда вы получите здоровое животное и не разочаруетесь, заметив, что в процессе роста желанный "колли" постепенно превращается в дворнягу. Если же вас не очень волнует порода будущего питомца, можно отправиться и на птичий рынок. Главное помнить: выбирает ребенок, а не вы. Правда, опытные в общении с животными люди вообще считают, что животные сами выбирают себе хозяев, а вовсе не наоборот. Например, стоит задача: в помете пять щенков. Как выбрать "своего", не ошибиться? Говорят, нужно отойти от них и позвать к себе. Первым прибежит тот самый единственный, ваш. Бывает, что вообще никто не реагирует на ваш призыв. Тогда, наверное, лучше поискать друга в ином месте. Случается и так, что животные приходят к нам в дом незваными гостями, селятся и живут себе припеваючи.

Семья Моховых вовсе не собиралась никого заводить: ни собак, ни кошек, ни даже маленьких рыбок. Но вот как-то вечером, вернувшись поздно из театра, семейство обнаружило, что попасть в свою квартиру им никак невозможно. Прямо у дверей, бессовестно развалясь на коврике, лежа-то большое черное тело: собака породы ротвейлер.

- Шарик! - позвал и посвистел отец. Собака вяло посмотрела на Алешиного папу, тяжело вздохнула и снова задремала.
- Наверное, больная, - заключил 8-летний Алеша.
- Ну и что нам теперь делать? - спросила мама.
- Что, что... Попробуем все же войти, - папа смело двинулся к двери. Собака не реагировала. Дверь, к счастью, открывалась внутрь квартиры. Поэтому всем удалось попасть домой, с трудом перешагнув через равнодушно лежащую на пороге гостью. Прошла неделя, но Шарик, который, кстати, оказался дамой, так и не собрался уходить. Собака продолжала настойчиво оккупировать коврик перед входной дверью.
- Папа, я же предлагаю: давай пустим ее в дом, пусть живет у нас! - снова и снова упрашивал Алеша.
- Она и так уже живет у нас! Пустите! - бессильно махнул рукой отец. Алеша бросился к двери, и Долли (на это имя собака откликалась), как будто точно зная расположение вещей в квартире, тут же взгромоздилась грязными лапами на папин диван. Развалилась удовлетворенно, словно только об этом и мечтала всю свою жизнь. Стоит ли говорить, что Долли так и осталась жить-поживать в семье Моховых. Гуляла она с мамой, спала на диване с папой, а любила больше всех Алешу. Самое главное приобретение для родителей заключалось в том, что теперь их сын совсем не боялся оставаться дома один. Ведь его охранял надежный и преданный друг.



Домашние животные не только помогают решить педагогические проблемы, но и нередко лечат наших детей. Удивительный терапевтический эффект от общения с животными был известен давно, со времен Гиппократа. Но вот концепция пет-терапии (лечения с участием животных) была сформулирована детским психотерапевтом из США Борисом Левинсоном только в 60-е годы XX века. Он обратил внимание на то, как положительно реагируют маленькие пациенты на его собаку во время сеанса лечения.

Теперь уже доказано, что ребенок, который постоянно общается с домашним животным, психически более уравновешен. Обычная игра со своим любимцем пробуждает массу положительных эмоций, которые сами по себе - отличное средство от агрессии, депрессии, неврозов. Общение с животными дарит детям жизнерадостность, спокойствие, уверенность в себе. Например, верховая езда непременно входит в курс реабилитации детей-инвалидов, особенно тех, кто страдает различными неврологическими расстройствами, нарушением осанки и травмами позвоночника. Да и в повседневной жизни можно вспомнить немало случаев, когда животные лечили, спасали детей.

Анна долго не могла родить ребенка. Получилось довольно поздно - в 37. Мальчик родился слабеньким, непрерывно болел. Так продолжалось три года. Чтобы Ванечка хоть немного окреп, его каждое лето вывозили в деревню. И вот однажды, когда семья собиралась уже возвращаться в город, к Анне подошла бабушка, живущая в соседнем доме. Она протянула ей авоську, в которой копошился пестрый комок, и со словами: "Вот, возьми, пусть дом охраняет и Ванечку твоего лечит" - вручила ей трехцветного котенка. Скоро заморыш превратился в шикарную пушистую трехцветную кошку с барскими замашками. Ванечка как по волшебству перестал болеть.

- Думаешь, я считаю, что это заслуга кошки, что здесь какая-то мистика? - говорила мне она, - Ничего подобного! Уверена: просто совпадение! И все же... Иногда, глядя в загадочные глаза своей кошки, начинаю сомневаться: быть может, народная мудрость, накапливаемая веками, знает какие-то законы и истины, скрытые от наших глаз?
2007-07-18


Hosted by uCoz