Буквы все - от А до Я - наши верные друзья...



Буквы все - от А до Я - наши верные друзья...

Когда начнем?

Большинство психологов считает, что слишком раннее обучение детей чтению (до трех лет) может привести к перекосу в развитии ребенка. Самое лучшее время, когда малышу уже исполнилось четыре или пять лет, и он научился хорошо говорить. Это, конечно, не означает, что ребенок должен строить фразы, как взрослый. Он может еще шепелявить и картавить, не выговаривать длинные сложные слова и иногда не согласовывать падежи.
Если малыш заговорил довольно поздно - годам к трем - или имеет серьезные дефекты произношения, бедный словарь, говорит короткими предложениями и вообще не употребляет предлоги, не изменяет слова по падежам - с обучением чтению лучше не спешить.


От звука к букве

Самое важное правило, которое должны усвоить родители - строить обучение по принципу от звука к букве. Буква - это знак звука. Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно им обозначается. Для того чтобы научиться читать и писать, ребенок должен открыть для себя, что любое слово состоит из звуков, а уже потом "разобраться в отношениях" звука и буквы.

Звуковой период обучения продолжается недолго: месяца три-четыре. При этом заучивать буквы ребенок может уже на втором месяце занятий. Но пусть обучение проходит в форме игры, а не "обязаловки", с выставлением оценок за успеваемость. Малышу должно нравиться разучивать звуки и буквы. И если вам удается удерживать тему игры десять-пятнадцать минут, это свидетельствует об эффективности ваших педагогических усилий. Предлагаем вам несколько игр, которые помогут ребенку научиться на слух различать звуки в слове.


Как жужжит пчела?

Вы спрашиваете ребенка: Ты слышал, как жужжат пчелы? Попробуй пожужжать также - ЖЖЖ. А теперь давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчелки. Вот так: "Давай друЖЖЖить! Ты где ЖЖЖивешь? А я ЖЖЖиву в этом ЖЖЖилище. Приходи ко мне в гости, я угощу тебя мороЖЖЖеным".

Для протягивания звука В можно разыграть встречу двух машин: Я ВВВожу оВВВощи, а ты что ВВВозишь? Ты умеешь поВВВорачивать налеВВВо? А напраВВВо? ДаВВВай устроим сореВВВнование - кто лучше заВВВодится. ВВВ...

Играя в "разговор двух пароходов", ребенок научится протягивать звук У. Акцентируя в словах звуки Ш и С, предложите малышу поговорить, как змеи.

Когда ребенок научится протягивать, усиливать, пропевать отдельные звуки в словах, усложните перед ним задачу: С какого звука начинается слово "муха"? Протяни этот звук. А есть М в слове "дом"? В слове "стена"? Какие ты еще можешь назвать слова на звук М?


Игра в "магазин"

Разложите на "прилавке" всевозможные вещи: игрушки, книжки, ластики, пуговицы и т.д. "Продавец" - взрослый. Ребенок приводит в магазин покупателей: кукол и игрушечных зверей. Каждый покупатель выбирает себе товар. Но продавец отдает товар лишь в том случае, если покупатель правильно называет первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет. Естественно, что за игрушек отвечает ребенок. Если он затрудняется с ответом, придите к нему на помощь.

Можно поменяться ролями с малышом - пусть он побудет "продавцом". А вы, называя первый звук в слове, умышленно ошибайтесь. Очень важно, если ребенок заметит и поправит вашу ошибку.


Игра в доктора Звукова

- Я доктор Звуков, - объявляете вы ребенку, надев белую шапочку или что-нибудь подобное, - если твои куклы не научились выговаривать какие-нибудь звуки, я их вылечу. Таня, - обращаетесь вы к кукле, - скажи: "На горрре Арррарррат рррастет крррупный виногрррад". И картавите за Таню: "На голлле Алллалллат ллластет клллупный виноглллад". Ваша дочка не выговаривает Р. Я назначаю ей лекарство: назвать десять слов, на Р начинающихся, и пять слов, на Р заканчивающихся.

Вы сможете подсказывать слова сами или прислать "медсестру". Ребенок (в роли медсестры) отвечает за Таню, и она постепенно выздоравливает. Играть следует в том случае, если ваш малыш сам не картавит.


Дом звуков

Эта игра поможет выделять все звуки в словах из трех-пяти звуков.

Вы рисуете дом с тремя окошками и объясняете малышу, что в доме живут имена. В каждой квартирке - по жильцу-звуку. Пошел в свой дом КОТ. У него три комнатки. Каждый звук спит отдельно. Надо уложить кота спать. Кто спит в первой спаленке? Вы даете ребенку в руки фишку размером с окошко домика: "Это звук. Позови его спать". Малыш зовет: "К-К-К" - и кладет фишку в первую комнатку и т.д. Если ребенок "теряет" второй звук и второй фишкой "ловит" звук Т, вы удивляетесь: "Разве здесь живет КТ? Я думала, что здесь живет кОООт!"


Переходим к буквам

Показывая малышу букву, называйте не ее "официальное", алфавитное название, а тот звук, который она обозначает. Звук этот старайтесь петь, тянуть, как можно дольше, и при показе буквы, и при произнесении слов с этой буквой.

Вводя букву, называйте как можно больше слов, которые начинаются с соответствующего звука. Давайте ребенку только печатные образцы букв - письменным его научат в школе. Он легче запомнит букву, если попробует ее нарисовать или выложит ее из палочек, начертит на снегу или песке.

Начните с показа согласных букв, которые ребенок хорошо выговаривает. Первыми надо вводить буквы, наиболее часто встречающиеся в русской речи (не стоит начинать с Ц или Щ), самые простые по начертанию (не надо вводить первыми Д, Ж, З) и резко отличающиеся графически, например: Н, С, П, К. Не следует подряд вводить Б и В, Р и Ф, Г и Т - их легко спутать. Чтобы маленький ученик узнал в букве заменитель звука, включите выученные буквы в звуковые игры. Например, играя в "Дом звуков" и отпраздновав новоселье волка (выделив все четыре звука в слове ВОЛК), вы предлагаете сделать новоселу подарок - написать на его доме имя хозяина.

А когда малыш запомнит уже восемь-десять букв (из которых шесть-семь гласные), приобщайте его к письменной речи. Ребенок, хорошо владеющий звуковым анализом слов, сможет написать отдельную фразу, даже если он не знает всех составляющих ее букв. Например, ребенок, незнакомый с буквами Д, Й, Р, присылает маме на кухню следующее письмо: "ава.. иг...ать". И маме придется, по-видимому, выполнить просьбу ребенка.


Предлагаемые ниже игры помогут научить ребенка распознавать буквы


Стихи-путаницы

Выложите на стол карточки с буквами и попросите ребенка, выслушав стишок, найти ту букву, которая "сбежала" из стиха или "прибежала" в него, сделав потешным и нелепым:

Землю роет старый кот,
Под землею он живет.
Нам темно. Попросим папу
Нам включить поярче лапу.
Любопытные мартышки
Собирают с елок фишки.
Здесь хорошее местечко -
Протекает рядом печка.


Исправь букву

Пусть ребенок исправит буквы, которые слегка "подгрыз" жучок-буквоед.

Эта игра требует точного знания графики букв, умения восстановить букву по ее элементам.


Поменяй вывески

Ветер-шалун пролетел над городом, сорвал с магазинов вывески и поменял их местами. Жители города не знают теперь, куда отправиться за хлебом, а куда - за кисточками и карандашами. Пусть ребенок поможет вернуть вывески на свои места. А чтобы это сделать, он должен не только прочитать вывески, но и написать недостающие.


Кто составит больше слов

Ребенок должен соединить слоги правого и левого столбиков, чтобы они образовали слова.

КО....МАР
ГОР...МАН
КНИ...МОК
РА....МА
РО....ГА
КАР...ЛО
ЛИ....ЛИ
КУ....МОН
УГ....ЛАК
НУ....ЛЕК


Надеемся, что такая полуигровая - полуучебная форма обучения понравится вам и вашему ребенку. Но игра не всемогуща - она едва ли способна научить ребенка беглому, самостоятельному чтению. И помогая ребенку в игре преодолеть первые технические сложности чтения, вы должны позаботиться о воспитании не только умения, но и желания читать.


По материалам книги Л.Матвеевой, И.Выбойщик, Д.Мякушкина
"Практическая психология для родителей, или что я могу узнать о своем ребенке"
2007-08-24


Hosted by uCoz